Европейский центробанк объявил, что будет покупать облигации проблемных стран на вторичном рынке — и без ограничений. В среду, 12 сентября, конституционный суд Германии решил, что европейский валютный механизм, частью которого и станет безлимитная покупка проблем, не противоречит немецкому законодательству.
Платить придется Бундесбанку, если говорить прямо. Йенс Вайдман, председатель BUBA, отбивался из последних сил, но его изящно «объехали» через немецкий парламент и конституционный суд.
Аналитики в один голос говорят: жаль, что ЕЦБ так долго думал. Eго же предупреждали, что все равно ситуацию можно будет спасти одним — печатанием денег. Надо было начать скупку долгов до того, как кризис поразил Испанию и Италию. А теперь может быть уже поздно.
Председатель ЕЦБ Марио Драги счел нужным особенно подчеркнуть на пресс-конференции: «Наши действия направлены исключительно на то, чтобы сохранить единство европейской валютной политики. Мы должны вселить уверенность в тех инвесторов, кто необоснованно боится, что наша политика состоит в поддержке реальной экономики по всему европространству. Новые решения ЕС дают нам право на жесткие меры».
Прав был бельгийский экономист Пауль де Грау, который в докладе для МВФ указывал на снижение трансграничного кредитования внутри, казалось бы, единой валютной системы как на один из важных факторов риска системы. Банковские и суверенные риски в Европе оказались очень тесно связаны, и обнаружившие это «сильные» страны постарались закрыться от чужих проблем — чем значительно ухудшили состояние дел в проблемных странах.
В этом смысле решение М. Драги выглядит верным. Скупка проблем не начнется немедленно, и специального объявления об этом, разумеется, не последует. Система заработает, если в ответ финансы проблемной страны валютного союза будут содержаться в определенных условиях. Каковы должны быть эти условия, М. Драги не сказал, дескать, это будет решение правительства самой страны, бюрократов из ЕС и Еврокомиссии, а также из МВФ.
Аналитики на этом месте решили, что в действительности все эти условия уже давно выработаны самим М. Драги и будут просто подсунуты в соответствующие структуры тогда, когда он сочтет это необходимым.
Очевидно, что условия, придумал их уже М. Драги или нет, не понравятся электорату. Тогда электорат на ближайших же выборах постарается прогнать подальше от власти правителей, который согласились на эти условия. Дальше новое правительство будет стараться так или иначе обойти незыблемые договоренности. Как показывает опыт, это вполне возможно. А тогда перед ЕЦБ станет дилемма: то ли допустить развал валютного союза — потому что выход из него даже одной страны именно это и будет означать, то ли проявить последовательность. Но реальных рычагов воздействия на суверенные финансы у М. Драги пока нет и в ближайшее время не предвидится. Даже несмотря на то что председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу призывает к более глубокой унификации и даже к созданию фактически европейского федеративного государства.
Сейчас кажется, что, если ЕЦБ начнет покупки, остановиться будет очень сложно. Такой крупный игрок на рынке, как ни спрячься, все равно будет замечен. И особенно — в момент ухода с рынка. Что будет тогда с проблемными облигациями, даже страшно представить. И тут, считают аналитики, может сыграть свою роль и никуда не девшаяся жесткая позиция Бундесбанка. Если германские власти вдруг решат, что им дороговато продолжать бессмысленную поддержку безответственных должников — пиши пропало.
Тогда придется спеть: «Прощай, союз валютный нерушимый», Германии придется вернуться к немецкой марке, а турбулентность потреплет крепкую германскую экономику. Опросы показывают, что немцы в целом против такого развития событий не возражают: слишком уж им не нравится, как они говорят, кормить всех этих южан.
Той же позиции придерживаются жители и других стран нетто-кредиторов: Финляндии, Голландии, Люксембурга и даже Эстонии. В Эстонии говорят, что они подобное уже проходили в виде коммунизма, у которого всегда светлое будущее и неприглядное настоящее. Другие доноры коммунистического прошлого не имеют, так что есть шанс их убедить. И это, очевидно, по меньшей мере столь же важная задача, как своевременный выкуп облигаций с рынка долговых обязательств проблемных стран.