Рынок сигарет готовится к переменам. На осенней сессии депутатам Госдумы предстоит рассмотреть предложенный Минздравом законопроект «О защите здоровья населения от последствий потребления табака». Он коснется не только курящих россиян, но и участников табачного рынка, принесшего в 2011 г., по данным ассоциации производителей табачной продукции «Табакпром», в госбюджет 150 млрд руб.
Сигаретный рынок является одним из самых благополучных и устойчивых в стране, ведь, по данным Минздрава, курящими являются 43,9 млн россиян, что составляет 39,1% всего населения. Новые меры по борьбе с курением, предложенные на рассмотрение правительству и депутатам, грозят многим игрокам рынка если не разорением, то существенным сокращением доходов.
Поступления в бюджет растут, цены тоже
Табачная отрасль является весьма значимой с точки зрения поступления налогов в госбюджет. К тому же получаемые средства ежегодно растут пропорционально росту стоимости акцизов. Если в 2007 г., по данным ассоциации «Табакпром», поступления в казну составили 50 млрд руб., то в прошлом году они выросли в три раза. За тот же период стоимость акцизов увеличилась на 300%, при этом средняя цена пачки сигарет скакнула на 200%. Чистая прибыль предприятий табачной отрасли в 2011 г. составила 150 млрд руб.
По мнению Вадима Желнина, генерального директора ассоциации, средняя рентабельность предприятий отрасли находится в пределах от 10 до 15%. Наиболее затратной частью производства сигарет являются расходы на электроэнергию. Долю затрат на электроэнергию компании не раскрывают.
В 2011 г. табачная промышленность страны выпустила 415 млрд штук сигарет при фиксированном потреблении 390 млрд штук в год. Эти данные, по словам В. Желнина, являются в течение ряда лет практически неизменными. Из полученной разницы в 25 млрд сигарет 5 млрд штук обычно приходится на новые сорта продукции и различные промоакции, а 20 млрд отправляется на экспорт, причем половина из этого количества приходится на страны Евросоюза.
Мелкие торговцы могут разориться
Новые правила торговли табачными изделиями, предложенные авторами закона, предусматривают, в частности, запрет на торговлю сигаретами в магазинах площадью менее 50 кв. м в городах и 25 кв. м в сельских районах. Ограничения сильно ударят по владельцам небольших магазинов, каких в провинции большинство.
Одновременно с введением в жизнь антитабачного закона с прилавков киосков и ларьков должно исчезнуть пиво. Табачные изделия и пиво, по данным агентства Nielsen, составляют до 80% оборота в киосках и ларьках. В. Желнин выступает категорически против запрета продаж сигарет в киосках и ларьках: «Как торговали, так и будут торговать, только из-под прилавка».
Кроме того, в магазинах площадью от 50 кв. м будет отсутствовать привычная нам витрина, а ее роль будет выполнять специальный прайс-лист. Сами же сигареты будут убраны от покупателя. С этим новшеством также не согласна ассоциация. Она считает, что покупатель, приобретая легальную продукцию, имеет право с ней ознакомиться. По словам В. Желнина, «производители сигарет, безусловно, согласятся с новыми правилами игры на рынке, но как тогда доводить до потребителя новую продукцию?»
Купить сигареты можно будет только в крупных магазинах, супер- и гипермаркетах. Французская сеть «Ашан», к примеру, давно уже продает сигареты в специальных отделах. Другим придется их обустраивать, но на это новшество ретейлеры не жалуются. Ведь в качестве приза выступает колоссальная прибыль, достающаяся сейчас небольшим торговым точкам. Да и покупать сигареты курильщики будут блоками, чтобы лишний раз не стоять в очереди.
Также будет установлена минимальная цена пачки сигарет, которая поднимется с нынешних 17 до 61 руб. С введением закона будут действовать новые акцизы и налоги.
Ряды противников принятия закона в его нынешнем виде растут не только за счет продавцов и хозяев магазинов, но и владельцев кафе, ночных клубов, ресторанов и гостиниц. Начиная с 2015 г. закон запрещает курение в этих местах. Законопроект предусматривает также введение полного запрета на рекламу сигарет и создание системы учета импорта и экспорта табачной продукции.
Борьба была долгой
Впервые наступление на табачном фронте депутаты начали в 1996 г., когда запретили на телевидении рекламу сигарет. Их производителей думцы
тогда не особенно расстроили. С одной стороны, перестал существовать такой мощный канал рекламы, как телевидение. С другой — запрет на «голубом экране» сигаретной рекламы гарантировал отсутствие на рынке новых игроков.
В 2001 г. депутаты приняли новый Закон «Об ограничении курения табака», по которому рестораторам пришлось разделить заведения на курящие и некурящие зоны.
По прошествии еще шести лет правительство запретило наружную рекламу сигарет. В результате в руках рекламных отделов компаний-производителей остались лишь печатные СМИ.
Предлагаемые меры должны способствовать, следуя заявлению чиновников Минздрава, «предотвращению незаконной торговли табаком и позволят избежать роста нелегальной торговли табаком в результате повышения акцизов на табачную продукцию». «Кроме того, в настоящее время системы отслеживания табачной продукции привели к значительному снижению рисков незаконной торговли табаком в странах Евросоюза, Бразилии, Канаде, Турции и Кении», — говорится в сообщении Минздрава.
Минэкономразвития против
В правительстве нет единого мнения по поводу принимаемого закона. Министерство экономического развития в своем официальном заключении раскритиковало идею Минздрава.
Несогласие прежде всего вызвал пункт, запрещающий продажу сигарет в городских магазинах площадью менее 50 кв. м. По данным МЭР, этот пункт закона может привести к закрытию 175 000 мелких торговых точек в стране.
МЭР в свою очередь предлагает оставить продажу табака в киосках и ларьках, ограничивая при этом их выкладку на витрине.
Еще одним пунктом, вызвавшим недовольство чиновников, является полный запрет на табачную рекламу, что негативно скажется на рекламном рынке. Ведь табачные компании ежегодно приносят рекламному рынку миллиарды рублей.
В случае принятия закона скорее всего потребители начнут искать производителей, готовых поставлять им товар по приемлемым ценам. И первыми на зов российских курильщиков, по мнению аналитиков рынка, откликнутся китайские табачные компании, тем более что граница с Китаем имеет протяженность порядка 4000 км. А государству придется не только укреплять границы, но и строить эффективно работающую систему введения наказаний и штрафов.
К настоящему времени Китай является наиболее крупным поставщиком нелегальной сигаретной продукции в мире. Рынок контрафактной табачной продукции в некоторых странах занимает большую нишу. Например, в соседней Латвии, по подсчетам аналитиков, ему принадлежит 27%.
При этом важнейшим вопросом будет не сбор поступлений в бюджет, а качество контрафактных сигарет. В них, как правило, замечено большое количество свинца и никотина. А качество табака обычно оставляет желать лучшего.
По словам генерального директора «Табакпрома», «отечественный рынок табачных изделий в ближайшем будущем может стать теневым более чем на 30%. Это произойдет в том случае, если государство не изменит выбранную налоговую политику, при которой акцизы будут показывать рост в 40% в год». По его данным, сегодняшний уровень незаконной торговли невелик и составляет не более 1%, что в первую очередь связано с невысокой стоимостью сигарет в России. Кроме того, нынешняя система позволяет государству, с одной стороны, контролировать сбор всех поступлений с отрасли, с другой — позволяет, по его словам, в течение часа по акцизной марке узнать все о любой пачке сигарет, на каком заводе она была выпущена и когда. Поэтому не понятно, считает он, зачем вводить дублирующие органы, отслеживающие количество выпущенных сигарет.
Увеличение стоимости акцизов в пять раз приведет, по его мнению, к удорожанию пачки сигарет до 146 руб. Для России, с ее невысокими доходами, подобная цена за пачку, особенно в провинции, станет неприемлемой. Это может грозить социальными волнениями, не говоря уже о том, что сотни тысяч продавцов киосков и ларьков также фактически останутся без существенной доли дохода.
«Табакпром» не выступает против борьбы государства за здоровье граждан. «Начиная с 2007 г. Минфин России проводил грамотную политику, при которой поступления государству от заводов — производителей сигарет увеличивались с каждым годом пропорционально увеличению акцизов, что устраивало и представителей отрасли, и государство. Хорошо, если так будет и дальше», — считает руководитель ассоциации.