На днях в Госдуму внесен проект федерального закона «О двойных и простых складских свидетельствах».
Действующая с 1 марта 1996 г. вторая часть Гражданского кодекса РФ содержит базовые нормы, характеризующие простое и двойное складские свидетельства.
В соответствии со ст. 912 ГК РФ они являются видом складских документов и в то же время ценными бумагами. Также в ГК РФ установлены обязательные реквизиты простого и двойного складского свидетельства (варранта) (ст. 913 и 917 соответственно), а также некоторые особенности, возникающие при обращении варрантов (ст. 914—916).
Уровень регулирования складских свидетельств разработчик проекта оценивает низко
По мнению авторов законодательной инициативы, этих норм Гражданского кодекса РФ недостаточно и они требуют существенных дополнений и конкретизации. Кроме того, действующий Федеральный закон от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» регулирует процедуру выпуска и обращения исключительно эмиссионных ценных бумаг (акций, облигаций) и не содержит норм, напрямую относящихся к товарораспорядительным документам, являющимся ценными бумагами. А ведь применение складских свидетельств позволяет товаропроизводителям расширить круг потенциальных покупателей товара за счет продажи складских свидетельств без физического перемещения товара, оптимизировать существующие на предприятии расчетные схемы, осуществить реструктуризацию кредиторской задолженности. Складские свидетельства вполне могут стать ликвидным финансовым инструментом на организованном рынке. Да и для страховых компаний откроются новые перспективные виды страхования. Кроме того, складские свидетельства могут использоваться банками в сделках кредитования под залог товаров, хранящихся на сертифицированных товарных складах, что делает такое кредитование максимально обеспеченным. Программа по созданию рынка складских свидетельств может стать центральным пунктом общеэкономической программы по борьбе с неплатежами. Договоры на хранение части нереализованных товарных запасов, по мнению авторов законопроекта, должны быть переоформлены в простые и двойные складские свидетельства, которые затем могут передаваться поставщикам в счет погашения кредиторской задолженности либо выставляться на продажу и обращаться на организованном рынке.
Правда, по непонятным причинам эти свидетельства, будучи абсолютно рыночными инструментами, не получили массового распространения. Смеем предположить, что скорее всего не от того, что законодательной базы не хватает. Ведь в предложенном варианте законопроекта в части предмета данного закона в большей степени дублируются нормы того самого ГК РФ.
Анализ арбитражной практики на уровне округов также свидетельствует о малочисленности споров, возникающих при использовании данных бумаг. Что косвенно подтверждает факт преимущественного использования иных механизмов. Да и все споры в основном сводятся к вопросу действительности складских свидетельств.
Однако сейчас не об этом.
В тексте рассматриваемого законопроекта скрывается масса новелл, регулирующих не столько обращение складских свидетельств, сколько деятельность товарных складов.
Для выдачи складского свидетельства нужен будет сертификат
Достаточно сказать, что законопроект содержит новое понятие — «сертифицированный товарный склад». Выдавать такие сертификаты в отношении различных групп товаров будут уполномоченные федеральные органы, перечень которых утвердит Правительство РФ. Выдача складских свидетельств должна будет осуществляться только товарными складами, получившими сертификат.
Также предлагается ввести понятия:
- регламент сертифицированного товарного склада — документ, устанавливающий порядок приема и хранения товаров сертифицированным товарным складом, определения размера вознаграждения такого склада, стоимости дополнительных услуг, связанных с хранением товаров, оплаты выдачи двойного или простого складского свидетельства, а также порядок выдачи и погашения сертифицированным товарным складом двойных и простых складских свидетельств и других документов на товары, принятые на хранение;
- реестр сертифицированного товарного склада — документ, содержащий записи об учете принятия на хранение и выдачи товаров, погашения складом двойных и простых складских свидетельств. Реестр сертифицированного товарного склада будет включать в себя реестр двойных складских свидетельств и реестр простых складских свидетельств, а также реестр товаров, принятых на хранение;
- реестры двойных и простых складских свидетельств — документы, содержащие записи о выдаче, обращении, обременении и погашении складом соответственно двойных и простых складских свидетельств;
- реестр товаров, принятых на хранение, — документ, содержащий записи, отражающие учет принятия на хранение и выдачи товаров.
В статье 2 законопроекта парадоксальным образом отсутствуют, собственно, главные понятия, вынесенные в его название.
Однако в части того, что понимается под двойным складским свидетельством или простым складским свидетельством, есть отдельные статьи, полностью дублирующие нормы ГК РФ, правда, с добавлениями. Например, о том, что двойное складское свидетельство может быть выдано в бездокументарной форме. Форма бездокументарных двойных складских свидетельств, порядок их выпуска, обращения, обременения и погашения, а также учета будет устанавливаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Также предполагается, что двойные и простые складские свидетельства будут выписываться на бумажных бланках, изготовленных организациями, имеющими разрешения (лицензии) на изготовление бланков ценных бумаг. Требования к бланкам, порядок их приобретения, хранения и уничтожения будут определяться Правительством РФ.
В законопроекте есть еще много норм, касающихся и регулирования деятельности складов, и выдачи и погашения складских свидетельств. прав держателей, которые требуют серьезной оценки.
Внесенный в Госдуму текст явно писался в спешке, так как, например, за ст. 8 следует ст. 89. Это опечатка, но...
Отметим, что предложенное решение, нацеленное на развитие рынка этих ценных бумаг, вряд ли послужит обозначенной цели, скорее наоборот...