Глобальная экономика — одно из проявлений формирования интегрированной мировой системы государств как взаимозависимых и взаимодополняющих друг друга подсистем (Евросоюз, АТЭС. АСЕАН, НАФТА, ОПЕК и др.) и элементов (суверенных государств). Всё более очевидно, что в современном обществе недальновидно развиваться в одиночку или за счёт других. Сегодня лидерство всё меньше определяется устрашающим авторитетом силы и всё больше — силой авторитета. Не столько завоеванными трофеями, сколько достижениями в экономике, науке, культуре, в первую очередь — качеством жизни собственных граждан.
Необходима разработка «всемирного сценария» — адекватной модели путей исторического развития цивилизации, в рамках которой государства могли бы сформулировать собственную стратегию развития и тактику взаимодействия с учетом внутренних и внешних, национальных и многосторонних интересов и обязательств.
Однако мировой финансовый кризис вскрыл значительные проблемы, существующие в межстрановых отношениях и внутри государств, что препятствует выработке действенных совместных (коллективных) усилий и накладывает отпечаток на проводимую внутреннюю экономическую политику.
Шаг за шагом
В мире не утихают дискуссии о характере и перспективах китайских реформ — комментарии и прогнозы колеблются от однозначно оптимистических до весьма пессимистических. Гигантский рывок, на протяжении трёх десятилетий совершаемый Китаем во многих общественно значимых сферах (экономике, технологиях, науке, образовании, медицине и проч.), пожалуй, не имеет аналогов. Но было бы упрощённо считать, что среди главных причин этого — низкая стартовая база, существенная зависимость от компаний-инвесторов, пришедших на китайский рынок, невысокое качество производимых товаров как неизбежная расплата за интенсивный рост и т.д.
В самом деле. В конце 70-х — начале 80-х гг. прошлого столетия Китай был в группе слаборазвитых стран. Но теперь это уверенно и динамично развивающаяся, вторая по объёму ВВП экономика мира со среднегодовым приростом за последние 20 лет порядка 10%. Не секрет, что качество многих китайских товаров на российском рынке, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Но в США и Европе, известных своими жёсткими требованиями к импорту, товары ведущих мировых брендов с отметкой «Made in China» не отпугивают покупателя, а напротив, пользуются устойчивым спросом — недаром Китай называют «мировой фабрикой ширпотреба». Не забудем также: в международном рейтинге десяти наиболее мощных компьютеров есть и китайские, что вкупе с достижениями национальной космонавтики (и не только) подтверждает успешный выход на передовые рубежи научно-технического прогресса.
При этом амбициозные планы, начертанные китайским руководством, не мешают взвешенной оценке ситуации и принятию обоснованных и прагматичных решений, исполнение которых строго контролируется.
Мы часто цитируем изречение отца китайских реформ Дэн Сяопина: «Неважно, какого цвета кошка — важно, чтобы она ловила мышей». Фраза, безусловно, с глубоким смыслом, свидетельствующая об однозначном отказе от давно устаревших догматических клише и в полном соответствии с трёхэтапным планом модернизации, принятым по инициативе Дэн Сяопина ещё четверть века назад — в 1987 г.
Первые два этапа (до 1990 и 2000 г. соответственно), предусматривавшие многократное увеличение объёмов промышленного и сельскохозяйственного производства и утроение выпуска валового национального продукта, успешно выполнены. Один из важнейших результатов — решение в целом проблемы обеспечения населения продовольствием и товарами первой необходимости, существенный рост среднего по национальным меркам достатка граждан.
В настоящее время реализуется третий этап (см. таблицу), в ходе которого Китай достигнет среднемирового уровня развития к 2050 г. и войдёт в число лучших 40 стран по уровню экономической модернизации. К концу столетия — войдёт в первую десятку наиболее развитых государств мира (Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001—2010) /пер. с англ.: под общей ред. Н.И. Лапина. М.: Весь Мир, 2011, 256 с.).
Дорожная карта экономической модернизации Китая
Периоды |
Расчётное время |
Цели |
Инновации, 2002—2050 гг.
|
2002—2010 гг. |
Приближение к предварительно развитому уровню, ИЭМ в числе 70 лучших |
2011—2020 гг. |
Достижение предварительно развитого уровня, ИЭМ в числе 60 лучших, завершены индустриализация, маркетинг, первичная модернизация | |
2020—2050 гг. |
Достижение среднеразвитого уровня, ИЭМ среди 40 лучших, завершена информатизация, вступление во вторичную экономическую модернизацию | |
Погоня за лидерами, 2051—2100 гг.
|
2051—2060 гг. |
Сохранение среднеразвитого уровня, ИЭМ среди 30 лучших |
2061—2080 гг. |
Достижение уровня развитых стран, ИЭМ среди 20 лучших | |
2081—2100 гг. |
Опережение уровня развитых стран, ИЭМ в числе десяти лучших, завершена экономическая модернизация |
Примечание. ИЭМ — индекс экономической модернизации
Согласно планам в ходе реализации третьего этапа к 2050 г. должны быть достигнуты следующие модернизационные показатели (там же):
1. Экономическая модернизация: ежегодный доход на душу населения превысит 20 000 долл. США (выделено В.Т.; предлагаем читателю самостоятельно сравнить данные показатели с российскими), значения ИЭМ будут среди 40 лучших в мире.
2. Социальная модернизация: 100-процентное обеспечение пенсионными выплатами и медицинским страхованием (выделено В.Т.; предлагаем читателю самостоятельно сравнить данные показатели с российскими), степень урбанизации и информатизации составит около 80%.
3. Политическая модернизация: формирование политической цивилизации, характеризующейся демократией, равенством, свободой и высокой эффективностью; уровень международной конкурентоспособности — в десятке лучших в мире.
4. Культурная модернизация: качество культурной жизни превысит среднемировые показатели (выделено В.Т.; предлагаем читателю самостоятельно сравнить данные показатели с российскими), а ключевые индикаторы способности к культурным инновациям будут среди 20 лучших в мире.
5. Модернизация человеческих ресурсов: величина ИРЧП среди 20 лучших в мире, более 80% населения будут иметь высшее образование, средняя ожидаемая продолжительность жизни превысит 80 лет (выделено В.Т.; предлагаем читателю самостоятельно сравнить данные показатели с российскими).
6. Экологическая модернизация: полное преодоление деградирующего воздействия экономики на экологию, обеспечение качества жизни населения, сопоставимого с условиями в крупнейших развитых странах (выделено В.Т.; предлагаем читателю самостоятельно сравнить данные показатели с российскими).
Как видим, в мировом рейтинге экономической модернизации Китая поднимется на 30 позиций в первой половине XXI в. и еще на 30 — во второй половине. Экономическая модернизация позволит Китаю подняться от уровня экономически отсталой страны до уровня предварительно развитой страны к 2020 г., среднеразвитой — к 2050 г., развитой — к 2080 г. и занять одно из первых мест в мировом рейтинге в целом к 2100 г. (там же).
Естественно, столь глубинные преобразования не застрахованы от ошибок и различных проблем — закономерных и текущих издержек роста. Одна из серьёзнейших — резкое социальное расслоение, при котором одновременно с повышением благосостояния в целом и активным развитием среднего класса бедность как значимый фактор социального неблагополучия соседствует с богатством и роскошью. Однако всесторонний и последовательный характер осуществляемой модернизации, её обоснованность, учёт глобальных трендов экономического развития, национальных особенностей и исторических традиций, основанная на этих принципах решимость китайского общества твёрдо двигаться намеченным курсом, не вызывают сомнений.
Мир в целом, Китай как государство, китайские провинции (регионы), важнейшие сферы жизнедеятельности — вот основные взаимосвязанные направления системных преобразований, о чём можно судить по ежегодным докладам (там же):
1. Модернизация и её оценка (2001 г.).
2. Экономика знаний и модернизация (2002 г.).
3. Теории модернизации и перспективы (2003 г.).
4. Региональная модернизация (2004 г.).
5. Экономическая модернизация (2005 г.).
6. Социальная модернизация (2006 г.).
7. Экологическая модернизация (2007 г.).
8. Международная модернизация (2008 г.).
9. Культурная модернизация (2009 г.).
10. Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае с 1700 по 2100 гг. (2010 г.).
Фундаментальное исследование охватывает 400-летний период (1700—2100 гг.), 131 страну на пяти континентах и 97% населения мира.
Поучителен вывод, сделанный в докладе 2001 г. из рассмотрения трёх вариантов стратегии модернизации Китая: «Согласно первому нам следует продолжать стремиться к завершению первичной модернизации и затем перейти к вторичной. Второй вариант заключается в одновременной реализации как первичной, так и вторичной модернизаций. Согласно третьему можно прямо сейчас перейти непосредственно к вторичной модернизации. Настоящий доклад обосновывает мнение о недостаточной эффективности первого подхода и невозможности осуществления третьего. Следовательно, нам остается только второй вариант» (выделено В.Т., там же).
О модернизации в России
Аналогичные в целом выводы сделаны и для России: целесообразно осуществлять две стадии модернизации — индустриальную (первичную) и информационную (вторичную), в том числе в зависимости от экономического и социокультурного уровня регионов.
Согласно обобщенным данным, индекс первичной модернизации в России составляет 97% и соответствует 41-му месту, индекс вторичной модернизации равен 66% (31-е место в мировом списке), индекс интегрированной модернизации — 59% и 37-е место соответственно. Первичная модернизация должна была завершиться уже к 2010 г., но движение сдерживают глубокая технологическая деградация, низкий доход на душу населения, упавшая ожидаемая продолжительность жизни населения — удлиняющие завершение процесса минимум до 2015 г.
Индекс реализации вторичной модернизации в России в 2000—2004 гг. поднялся с 57 до 66% и не изменялся в 2005 и 2006 гг. (там же). Следовательно, в отличие от первичной модернизации вторичная модернизация находится в начальной стадии.
По мнению китайских учёных, «потребуются большие скоординированные усилия, направленные одновременно на скорейшее завершение первичной и развитие вторичной модернизации. Вторичная модернизация не может успешно развиваться без завершения первичной, то есть без значительного повышения качества рабочих мест, улучшения благосостояния и здоровья населения, обеспечивающего рост продолжительности жизни». По сути, речь идёт об интегрированной модернизации России — координации путей и результатов двух взаимозависимых стадий модернизации.
Координация усилий предполагает консолидацию общественных сил. Однако в современной России одна часть думающих граждан убеждена в необходимости скорейшего перехода к формированию прежде всего экономики знаний, а другая — в проведении новой индустриализации. Мысль о единстве и взаимообусловленности в российской действительности этих двух составляющих всесторонней модернизации, на что обращают внимание китайские специалисты, особой популярностью не пользуется. Доминируют стратегический примитивизм, конъюнктурность и взаимоисключающие позиции, борьба групп влияния и другие, неизбежные в такой ситуации издержки. Присовокупим отсутствие общественной мотивации к давно назревшим судьбоносным (не убоимся этого слова!) преобразованиям — большинство граждан «задавлено» множащимися бытовыми проблемами и неурядицами, текучкой и неопределённостью жизненных перспектив, а меньшинству и так хорошо. Не здесь ли в том числе скрыта немалая часть искомых причин пробуксовки и явного несоответствия в намечаемых планах и достигаемых результатах?
В одном из комментариев отмечено, что «четыре года сладкого курлыканья про модернизацию при почти полном отсутствии каких-либо конкретных действий, кроме „Сколково“, с очевидностью свидетельствуют о том, что для модернизационного рывка не созрели ни общество, ни элита» («Ведомости», 12 сентября 2012 г.). Сделан вывод, что наметившийся крен в сторону военного усиления, похоже, призван компенсировать относительную слабость в других областях — экономике, технологиях, идеологии и даже общественной психологии. Но разве это решает проблему?
*****
В Обзорном докладе подчёркнуто, что модернизация Китая является составляющей всемирной модернизации. При этом расчёты показывают: вероятность становления Китая как развитой страны в XXI в. не превышает 4%. Отсюда следует, что перенимать исключительно международный опыт явно недостаточно. А потому одновременно предпринимаются активный поиск собственных эффективных путей развития и внутренних резервов, усиление национальной способности к инновациям, повышающей вероятность достижения искомых модернизационных результатов.
По оценкам китайских учёных, в течение 20 лет до 90% ведущих экономик мира будут успешно развиваться. Не изменятся позиции 90% отсталых стран. У 10% развивающихся стран статус повысится, у 20—30% — может понизиться. В какой группе государств окажется Россия — вопрос, конечно, интересный …
В свете изложенного напрашивается следующее предположение: если общий разрыв между странами будет увеличиваться, это может поставить под сомнение перспективы глобализации мировой экономики в её традиционном понимании. Тем самым будут обозначены пределы её количественного роста и качественных трансформаций. Потребуются не только пересмотр конкретных теоретических и общих мировоззренческих установок, но и разработка принципиально иной стратегии дальнейшей цивилизационной модернизации, характер и направленность которой сегодня просматриваются лишь предположительно.
В любом случае, однако, успех будет сопутствовать тем обществам, которые стремятся к балансу стратегических целей и тактических задач, объективно определяют отдалённые перспективы и ближайшие решения, соразмеряют собственные амбиции и реальные возможности, не отрекаются от прошлого, ощутимо изменяют к лучшему настоящее и реальными достижениями приближают достойное будущее.