Вступление России в ВТО сделает российские иномарки менее конкурентоспособными по сравнению с импортными легковыми автомобилями.
Согласно заявлению Андрея Кушниренко, заместителя директора Департамента торговых переговоров МЭРТ, в настоящее время уже можно с достаточной степенью точности говорить о тех новых обязательствах, которые будут сопровождать российскую таможенно-тарифную политику в отношении легковых автотранспортных средств и их комплектующих после вступления в ВТО (ориентировочно — 2006 год). Подобное утверждение основано на том, что к сегодняшнему моменту есть окончательные договоренности в данной области со странами — крупнейшими автопроизводителями.
Так, по его мнению, не произойдет никаких перемен в отношении ставки ввозной пошлины на легковые автомобили старше 7 лет. Она останется на сегодняшнем запретительном уровне.
Таможенную пошлину на новых «железных коней» придется снизить с нынешних 25 до 15%. Но не сразу, а постепенно, в течение 7 лет. При этом основное уменьшение ставки произойдет в рамках3 последних лет этого срока.
Еще одна, довольно существенная новость. Будет введен запретна функционирование свободных таможенных складов.
Данный режим в настоящее время, в частности, позволяет Всеволжскому заводу Ford без «накруток» импортировать комплектующие, а также беспошлинно ввозить на таможенную территорию РФ собранные автомобили (в обмен на данное МЭРТ обещание осуществить строго оговоренный объем капиталовложений и достигнуть определенной локализации продукта). Лицензию на организацию подобного «хранилища» совсем недавно получило и ЗАО «GMАвтоВАЗ» (г. Тольятти).
Единственное, что удалось отстоять в результате переговоров, — все имеющиеся на момент вступления в ВТО инвестиционные соглашения с органами власти сохранят свою силу до момента их завершения. Новые же свободные таможенные склады создаваться не будут.
Обладать какими-либо преференциями, по словам Андрея Кушниренко, станет возможно лишь в рамках ФЗ «Об особых экономических зонах», проект которого был недавно одобрен на одном из заседаний правительства. Так, производители автомобилей смогут получить налоговые и таможенные льготы при ввозе комплектующих в ОЭЗ, а также значительные преимущества при поставке готового изделия на экспорт. Реализацию продукции на территории РФ, напротив, никоим образом поощрять не предполагается.
Подчеркнем, что вышеуказанные обязательства не относятся к Калининградской области и ни в коей мере не касаются сборочного производства, которое находится на ее территории. Тема анклава в международном переговорном процессе имеет особое звучание. Скорее всего для данного российского региона будет предусмотрен либо особый торговый режим, либо более длительный период адаптации к новым условиям.