Интереснейшие данные о зарплатах чиновников за 2004 год обнародовал Росстат. Много или мало получают отечественные бюрократы и насколько оправданна дифференциация в стимулировании их труда?
Например, средняя зарплата местных территориальных чиновников по сравнению с их территориальными, но «федеральными» коллегами колеблется от 97,9% (Татарстан) до 320% (Московская область).
С одной стороны, учитывая масштабы нашей страны и ответственность чиновников, можно, конечно, говорить, что они получают мало. Но вот недавно им резко повысили зарплату. И что, они лучше стали работать? Нет. Для определенной части «технических» сотрудников и (как показывает практика) небольшой части честных столоначальников прошедшее повышение стало реальным стимулом к хорошему труду. Для большинства же слуг народа это повышение — мизер по сравнению с выгодами от «приватизированной»ими власти (по опросам социологов, так считают подавляющее большинство россиян).
Как же заставить чиновников честно работать? Мировой опыт дает ответ на этот вопрос: прозрачность всех бюджетных финансовых и ресурсных потоков и тщательная регламентация деятельности всех служивых. По сравнению с нашими у них никакой свободы нет — каждый чих расписан. Даже инструкция есть, как поступать, если не знаешь как поступить — надо звать вышестоящего начальника… Все эти регламентирующие документы открыты и для населения, так что каждый гражданин знает, что и как должен делать местный бюрократ.
По некоторым позициям такой метод несложно (и недолго) внедрить и у нас в России. Скажем, легко подсчитать, сколько времени надо для официального оформления загранпаспорта. Отсюда вытекает число посетителей, которых должен принять и обслужить конкретный визовый отдел милиции. Таким образом, ОВИР можно и контролировать, и стимулировать. Другой пример. При начислении пенсий гражданам в наших «органах презрения» творится просто столпотворение. Не хватает сотрудников или это очередное достижение «зурабовщины»? Все можно посчитать и дать ответ. Почему же не считается и не делается?
В прошлом году министр экономики громогласно заявил, что функции всех чиновников — от ДЭЗа до министров — систематизируют и обсчитают. Вплоть до того, сколько максимально минут в очереди на прием к столоначальнику можно ждать. Но почему-то эта в целом правильная инициатива тихо сошла на нет. В такой ситуации говорить о том, сколько и каким чиновникам платить, намного бессмысленнее, чем гадать на кофейной гуще.