В письме от 20.08.2012 № 03-03-06/1/412 специалисты Минфина России впервые рассмотрели вопрос о том, стоимость каких медицинских изделий и препаратов, приобретенных организацией для комплектации аптечки, можно учесть при расчете налога на прибыль. К сожалению, ответ финансистов более чем суров.
«Нормированная» аптечка
В комментируемом письме специалисты финансового ведомства рассмотрели следующую ситуацию. Организация создает санитарный пост с аптечкой для оказания первой помощи работникам. В связи с этим у нее возник вопрос, можно ли учесть при расчете налога на прибыль стоимость приобретенного термометра, тонометра, йода, активированного угля и других лекарств.
Таким вопросом компания озадачилась неслучайно. Дело в том, что работодатель должен обеспечить своим сотрудникам санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание. Для этих целей необходимо оборудовать в том числе и санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратами для оказания первой помощи. Такое требование закреплено в ст. 223 ТК РФ и в приказе Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков».
Казалось бы, список медицинских изделий и лекарственных средств каждая организация должна утвердить самостоятельно и в соответствии с ним осуществлять комплектацию аптечки. Однако в названных выше документах сказано, что оборудование санитарных постов с аптечками производится по установленным нормам. Перечень медицинских изделий, которыми должна быть укомплектована аптечка, утвержден в приложении к приказу Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169н (далее — приказ № 169н), и в него включены только бинты, лейкопластыри, салфетки, устройство для проведения искусственного дыхания и тому подобные медицинские изделия. Как видите, лекарственные препараты в этом списке не значатся. Более того, медицинские изделия, включенные в перечень, не подлежат замене.
Но, согласитесь, оказать первую помощь, к примеру, при сердечном приступе с помощью бинта ну никак нельзя. Как минимум работнику нужно измерить давление и дать таблетку валидола. Поэтому работодатели и включают в аптечки не только медицинские изделия, указанные в приказе № 169н, но и лекарственные средства для оказания первой помощи.
Минфин: ничего лишнего
Отвечая на вопрос организации, специалисты Минфина России указали, что затраты по комплектации аптечек для оказания первой помощи могут быть включены в состав расходов для целей налогообложения прибыли на основании подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. Напомним, что по этой норме Кодекса учитываются расходы по обеспечению нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренные законодательством РФ. Но учесть при расчете налога на прибыль можно только стоимость медицинских изделий по перечню, утвержденному приказом № 169н.
Получается, что организация не может отразить в налоговом учете расходы на приобретение медицинских приборов и лекарственных средств, которые не поименованы в приказе № 169н.
Есть альтернатива
Мы считаем, что подход Минфина России к решению рассматриваемого вопроса неоправданно строг. На наш взгляд, упоминание в ст. 223 ТК РФ и в приказе Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н нормативов, в соответствии с которыми должна быть укомплектована аптечка, носит ограничительно-минимальный характер. То есть в каждой организации должен быть минимальный комплект аптечки для оказания первой помощи при несчастных случаях.
Но никто не запрещает работодателю и расширить этот список, включив в него лекарственные средства. Тем более что в вышеназванных документах прямо сказано, аптечки должны быть укомплектованы и набором лекарственных средств, а не только изделиями медицинского назначения. А отсутствие утвержденного перечня таких препаратов не говорит о том, что их вообще не должно быть в аптечке. Этот список вполне может утвердить руководитель приказом по организации.
Более того, наличие в аптечке лекарственных препаратов установлено санитарными правилами, предусмотренными для определенных видов
деятельности. Например, требование о наличии в аптечках лекарственных средств содержится в санитарно-эпидемиологических требованиях к организациям общественного питания, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 № 31. Аналогичное требование предусмотрено и для торговых организаций (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 № 23), а также для организаций, оказывающих парикмахерские и косметические услуги (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 59).
Таким образом, расходы на комплектацию аптечек лекарственными средствами можно учесть при расчете налога на прибыль.
Позиция Минфина усложнит бухучет
Если организация решит не рисковать и воспользуется вариантом, предложенным в комментируемом письме Минфином России, то бухгалтеру нужно будет не забыть отразить в бухгалтерском учете разницы по ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Это связано с тем, что, как мы уже сказали, с точки зрения финансистов расходы на приобретение лекарственных препаратов, не указанных в приказе № 169н, нельзя учесть при расчете налога на прибыль. Однако в бухгалтерском учете такие расходы учитываются на счете 10 (п. 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»), а при передаче укомплектованных аптечек для использования их стоимость списывается на счета учета затрат (счет 26 или 44). Из-за разницы отражения расходов в налоговом и бухгалтерском учете возникают постоянные разницы, что приводит к образованию постоянного налогового обязательства (п. 4, 7 ПБУ 18/02).