Есть ли заинтересованность у российского бизнеса вкладывать деньги в свою страну? Об этом рассуждал бизнес на конференции «Российские инвесторы — будущее отечественной экономики», организованной Ассоциацией менеджеров.
Владимир Потанин, президент «Интерроса», отметил такую достаточно серьезную, с его точки зрения, российскую проблему, как слабость корпоративного законодательства, которая приводит к дискредитации всего корпоративного бизнеса. С этим связаны ущемление прав миноритарных акционеров, непрозрачность и непредсказуемость дивидендной политики компании. В данной ситуации В. Потанин предлагает четко разделить функции и ответственность акционеров и менеджмента компании и усилить роль советов директоров в них.
Кроме того, он недвусмысленно заметил, что прозрачность компаний в нашей стране — это не благо, а скорее огромный минус, так как «проверочные органы государства ищут не там, где потеряно, а там, где светло».
Алексей Мордашов, генеральный директор «Северсталь-Групп», задал риторический вопрос: что мешает обеспечить рост отечественной экономики, необходимый для решения насущных социально-экономических проблем? Отвечая на него, он отметил структурный перекос нашей экономики в сфере занятости. Так, в странах США и Европы 40% экономики составляет малый бизнес, наряду с ним есть и несколько крупных промышленных предприятий. У нас же в основном люди работают в средних компаниях, которые не выдерживают конкуренции ни с малым бизнесом, ни тем более с промышленными гигантами.
Что касается крупного российского бизнеса, то основные вызовы гиганты видят в мировой глобизации, учитывая, что только крупные компании способны конкурировать на мировом рынке. Нефть, газ, металлургия — это отрасли высококонсолидированные, причем из 10крупнейших компаний в мире 5 имеют штаб-квартиры в США. Для того чтобы наша страна могла быть равным игроком на этих рынках, необходимо создавать отраслевые гиганты, которые бы смело выходили на мировой рынок.
Также А. Мордашов отметил, что несколько крупных российских компаний («Норникель», «ЛУКОЙЛ», «Северсталь» и др.) с успехом завоевывают рынки сбыта зарубежом, покупают там предприятия, таким образом укрепляя свои конкурентные преимущества. При этом важно, чтобы все эти процессы находили правильное понимание и поддержку у россиян, и он скромно пояснил, что только те компании, которые «сделали домашнюю работу», могут заниматься инвестициями за рубежом. То есть если его предприятия в России успешно развиваются и приносят запланированную прибыль, значит, домашнее задание выполнено!