Прописная истина: главная задача выставочно-ярмарочной деятельности — помогать росту конкурентоспособности отечественных товаров и услуг. Для этого важна скорейшая подготовка нормативных документов, которые бы решили проблему государственного финансирования этой отрасли. Правительство, конечно, выделяет определенные средства, но их явно недостаточно.
Необходима адресная поддержка с его стороны отечественных организаций и предприятий наукоемких отраслей экономики для их участия в национальных и международных смотрах как в России, так и за рубежом. Этого настоятельно требует время. Ведь процесс диверсификации, направленный на уменьшение зависимости российской экономики от нефтегазового сектора, идет крайне медленно. Недостаточны усилия и по переводу экономики страны на инновационный путь развития. А как следствие, продолжается масштабный отток капитала на фоне низких темпов роста инвестиций — и внешних, и внутренних.
Хотя сегодня именно инновации и есть основа роста конкурентоспособности не только отдельных предприятий и отраслей, но и всей экономики в целом.
Хватает нерешенных проблем и в самой выставочной индустрии. Постоянная головная боль — отсутствие координации с коллегами по выставочному цеху. Отсюда большое количество выставок одинаковой тематики, засилье непрофессиональных фирм-организаторов, нечестная конкуренция. Мешают таможенные барьеры и проблемы с оформлением въездных и выездных виз участников коммерческих смотров.
Но несмотря на это, выставочная отрасль сейчас на подъеме. По словам генерального директора ЗАО «Экспоцентр» В. Малькевича, ежегодно этот комплекс посещают около 2 млн человек. Почти 80% из них — специалисты. Они приходят работать: изучать рынок, искать партнеров. Многие мероприятия Экспоцентра — настоящие события в жизни конкретной отрасли экономики. К примеру, «Продэкспо» или «Мебель». Эти смотры дают самое полное представление о состоянии дел в своей отрасли, демонстрируют ее достижения, рассказывают о перспективах.
А серьезный уровень организации и престиж этих выставок, стабильно высокая их посещаемость профессионалами гарантируют экспонентам почти стопроцентную эффективность от участия. Важно отметить, что около половины экспонентов считают главным стимулом для участия в данных мероприятиях их престижность. Другими словами, если есть стенд на выставке Экспоцентра — значит, у фирмы все нормально, стабильно, есть будущее, значит, с ней можно иметь дело.
За последние пять лет число иностранных участников международных коммерческих смотров в Экспоцентре выросло в два раза и составило почти 12 тыс. в год. Более 90 национальных экспозиций ежегодно формируются правительствами зарубежных стран, их торгово-промышленными палатами и бизнес-ассоциациями.
Отрадно, что растет число российских компаний-участниц. За тот же период их число превысило 15 тысяч (рост на 70%). Наряду с количественным ростом наблюдается и качественное изменение состава отечественных экспонентов. Еще несколько лет назад преобладали посредники, поставщики готовой иностранной продукции. В последние годы стабильно растет доля реальных производителей вполне конкурентоспособных российских товаров.
Больше того, благодаря выставкам самые достойные представители отечественной экономики начали возвращаться на мировые рынки. Так, в прошлом году российские экспозиции были представлены на 19 зарубежных коммерческих смотрах. Экспоцентр будет и дальше поддерживать экспортный потенциал страны, готовя новые презентации отечественных предприятий на ведущих выставках и ярмарках мира.
Как рассказал руководитель информационного подразделения Экспоцентра В. Губернаторов, введя первым в России обязательную электронную регистрацию посетителей своих выставок, Экспоцентр получил очень точную базу участников, что позволяет приглашать их на последующие мероприятия и формировать тем самым стабильный профессиональный состав экспонентов и гостей. Проведя значительную управленческую реорганизацию, Экспоцентр теперь может совмещать усилия специалистов, формирующих выставки близких по профилю отраслей.
Часть из них объединяет крупнейшие международные смотры: «Продэкспо», «Связь Экспокомм», «Мебель», ряд других. В их рамках предусмотрены деловые программы для участников, организация специализированных салонов. Другая группа — выставки машиностроительного профиля: «Агропродмаш», «Металлообработка», «Лесдревмаш». К третьей относятся выставки: «Мир стекла», «Международный салон очковой оптики», «Мир детства», отличающиеся довольно узкой отраслевой направленностью. Хотя по своим площадям они значительно меньше, тем не менее эти смотры хорошо посещаемы и уважаемы в профессиональных кругах. Будущее у них, безусловно, есть. И чтобы принять всех гостей, начали строительство нового, восьмого, павильона общей площадью около 20 тыс. м2. Он будет находиться в самом центре комплекса, а первые выставки пройдут в нем уже в следующем году.