Современное состояние рынка сферы услуг топливно-энергетического комплекса (ТЭК) требует развития системы учета совершаемых здесь операций. С проблемой его «непрозрачности» сталкиваются многие предприниматели — это и бесконтрольное потребление топлива, и нарушения учета системы перевозок, и отсутствие контроля качества горючего на АЗС. Какие факторы могут способствовать стабилизации рынка? Мы попросили рассказать генерального директора ЗАО ТК «НОВАТОРРУС-ИНВЕСТ» В. Страхова.
Основа развития — здоровая конкуренция
Цивилизованный подход требует распределения бюджетного финансирования на основе развития системы тендеров. Все большее количество организаций, в том числе и полностью независимых от бюджетных источников, производят выбор операторов безналичных расчетов за моторное топливо на конкурсной основе. Выиграет тот, кто сумеет предложить более выгодные для потребителя формы продажи топлива.
В настоящий момент альтернативы развитию систем безналичных расчетов за моторное топливо нет. Перспективность данного рынка стала причиной повышенного уровня конкурентной борьбы на нем.
Борьба за клиента ведется и в направлениях ценообразования и оптимизации систем контроля, и путем увеличения плотности сетей АЗС, участвующих в программах безналичных расчетов. А это означает в первую очередь развитие сферы услуг. В том числе и услуг по продажам моторного топлива. Оптимизация топливных поставок, рост количества сопутствующих услуг (кредитование, информационные, сервисные услуги) подталкивают предпринимателя к расширению бизнеса. «Мы начинали как простые дилеры: брали дизельное топливо с отсрочкой платежа и так же — с отсрочкой —продавали его предприятиям. Предприятия имели желание заправляться не только на площадках ОАО «МТК» (Московская топливная компания), но и на других АЗС. Мы начали заключать договоры с владельцами заправок и выпустили свои кредитные карты на безналичное обслуживание. Постепенно количество АЗС с сотни выросло до800. Сформировалась клиентская база. Сегодня среди наших партнеров более 400организаций: Банк России, Минюст РФ, ОАО «Мосэнерго», ОАО «МГТС», ОАО «РЖД», группа «Автолайн», СГУП «Мосгорсвет» и др., те, у которых большие собственные парки автомобильной и строительной техники», — так определяет основные этапы становления бизнеса компании ТК «НОВАТОРРУС-ИНВЕСТ» В. Страхов.
Время выходить из тени
Сегодня рынок топливных поставок и оказания услуг заправки слабо поддается аналитике. В Москве есть предприятия по переработке нефтепродуктов, которые поставляют топливо в другие города. В свою очередь, из регионов привозят цистерны с заправочными материалами. Многие предприятия до сих пор предпочитают производить заправку парка машин за наличный расчет по своим каналам. В итоге никто не может дать полную картину происходящих здесь процессов. Нет учета топлива — нет учета перевозок.
Когда дорожает топливо, это автоматически приводит к повышению других потребительских цен, поскольку цена любого товара в России на 10—15% складывается из транспортных расходов.
Специалисты отмечают, что на рынке топливно-энергетических услуг назрела ситуация, требующая его перевода в сторону безналичных расчетов. Это единственно возможный путь борьбы с теневой экономикой.
О преимуществах безналичных расчетов
Время диктует создание новых форм партнерского взаимодействия. Активно развиваются электронные системы расчетов за «горючку». Причина: данные системы объективно необходимы и конечному потребителю, и владельцам АЗС.
Потребитель заинтересован в организации внутреннего контроля за потреблением нефтепродуктов, в оптимизации бухгалтерского и налогового учета; в сокращении «нулевых» пробегов автотранспорта: пожеланию клиента возможно установление требуемых ежесуточных ограничений по заправке.
Кроме того, системы электронных расчетов позволяют уменьшить себестоимость топлива исходя из предлагаемых расценок и создают дополнительные механизмы гарантирования качества потребляемого топлива.
Для владельцев АЗС это широкие возможности привлечения оптовых потребителей нефтепродуктов.
ТК «НОВАТОРРУС-ИНВЕСТ» предлагает специальные литровые талоны и электронные карты, которые обеспечивают сглаживание резких изменений конъюнктуры топливного рынка за счет фиксации цен на данные услуги. Это удобный, выгодный и хорошо зарекомендовавший себя способ безналичных расчетов за моторное топливо.
Преимущества систем электронных расчетов за моторное топливо:
✔ уход от наличных расчетов;
✔ оптимизация бухгалтерского и налогового учета;
✔ экономия расходов при заправке автотранспорта;
✔ гарантия заправки качественным топливом на широкой сети АЗС.
Все это в комплексе стимулирует развитие экономики региона, поскольку создает цепочку рыночных механизмов, обеспечивающих для реального производителя товаров или услуг главное конкурентное преимущество — стабильно приемлемые цены на энергоресурсы.
Но, к сожалению, сегодня на рынке можно констатировать опасный фактор— тенденцию, даже угрозу, монополизации. В конечном счете потеряют заказчики: людям могут навязать условия приобретения топлива. И снова извечный риторический вопрос: кому выгодно?
Наша справка
«НОВАТОРРУС-ИНВЕСТ» с 1998 г. специализируется на оптовой реализации нефтепродуктов и организации безналичных расчетов за моторное топливо.
Компания осуществляет комплексное обслуживание предприятий города Москвы и близлежащих областей, поставляя светлые нефтепродукты наливом в бензовозах, а также по литровым талонам и электронным картам через широкую, постоянно растущую сеть АЗС.
Специалисты советуют
В бухучете топливные талоны могут быть отражены различными способами. Все зависит от условий договора поставки. А именно от того, когда вам переходит право собственности на бензин. Так, если это происходит в момент передачи талонов, они будут учитываться на счете 10, субсчет «Топливо». Если же ваша фирма становится собственником бензина непосредственно после заправки, талоны отражайте на счете 50, субсчет «Денежные документы».