Ситуация, сложившаяся на потребительском рынке в связи с засильем контрафактной и фальсифицированной продукции, вызывает в равной степени опасения как рядовых потребителей, так и всех добросовестных российских и зарубежных предпринимателей. Сегодня ни один потребитель не застрахован от покупки подделки. По оценкам Всемирной организации по борьбе с контрафактной продукцией, на них приходится около 8% всемирного торгового оборота.
Сегодня на российском рынке обращается 12—15% фальсифицированных лекарственных препаратов. Их оборот составляет 250—300 миллионов долларов. 67% подделок произведены в России, 2% поступают к нам из стран СНГ, а 31% — из дальнего зарубежья, в основном из стран Юго-Восточной Азии.
Чаще всего подделывают антибиотики, препараты для лечения желудочно-кишечных, сердечно-сосудистых заболеваний, поражений эндокринной и нервной системы, обезболивающие.
Несравненно больший нелегальный оборот приходится наводку и ликероводочные изделия — около 65%. Кстати, это приводит к тому, что от фальшивого алкоголя ежегодно умирают до 40 тысяч человек.
Но первенство в рейтинге подделок занимает программное обеспечение, аудио- и видеопродукция — около 90% от реализуемой на рынке продукции.
Лидерами по контрафактным поставкам по-прежнему остаются страны Юго-Восточной Азии. Однако в последнее время большое количество фальсифицированной продукции поступает и из стран Европы, в частности Польши. Но все же большая часть подделок изготавливается непосредственно в нашей стране.
Обеспокоенная сложившимся положением вещей группа компаний создала специальный проект «Марка года», одобренный на государственном уровне. Теперь выпускаемая продукция получит новый товарный знак — самоклеющуюся двухслойную этикетку с необходимым числом степеней защиты. Она будет присуждаться только тем товарам, работам и услугам, которые прошли необходимую процедуру добровольной сертификации в одной из систем, разработанных с участием Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ФАТРИМ).
Предприниматели также намерены проводить широкие кампании, направленные на повышение правовой грамотности населения и вовлечение производителей и потребителей товаров народного потребления и услуг в борьбу с контрафактом. Новый проект принесет преимущества производителям— повысится конкурентоспособность продукции, увеличится сбыт в розничной сети за счет постоянной телевизионной поддержки. Будет польза и потребителю — его сориентируют на покупку тех товаров, которые на данный период времени наиболее полно соответствуют требованиям качественных показателей.
Предусматривается две разновидности этикеток: для отечественной продукции и для товаров, импортируемых из-за рубежа. При этом с вступлением России в ВТО планируется перейти на единый вариант этикетки с логотипом «Марка года».
На возможность подделки самого товарного знака организаторы проекта замечают, что «себестоимость» такого шага очень высока и подобная трата не может быть оправдана для производителя контрафакта.
По мнению Александра Жукова, заместителя Председателя Правительства РФ, проект будет способствовать консолидации и поддержке отечественных добросовестных производителей, готовых к внедрению систем добровольной сертификации на соответствие повышенным потребительским характеристикам и показателям качества продукции.