Если раньше о дефиците средств в системе социального страхования просто рассуждали, то теперь необходимо срочно действовать. По мнению экспертов, одной из главных причин дефицита внебюджетных фондов стало существенное снижение ставки ЕСН в 2005 году. Ожидаемого вывода зарплаты из тени благодаря снижению налоговой нагрузки пока не происходит. Об этом говорят предварительные итоги работы внебюджетных фондов в первые месяцы года.
На начало 2005 года Пенсионный фонд России уже имел нехватку средств на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 82 млрд рублей. Впрочем, эту дыру в течение года можно будет закрыть остатками средств фонда с предыдущих лет, но не более того. Принятое в середине февраля 2005 года решение о повышении базовой части пенсии до 900 рублей увеличивает еще на 100 млрд рублей разрыв между доходами и расходами ПФР. С помощью субвенций из федерального бюджета в размере 74,7 млрд возникший дефицит опять же не покрывается.
Для наглядности картины в ПФР даже сделали расчеты, каким может быть дефицит фонда при различных ситуациях. Первый вариант исходил из неизменности нынешних норм налогового и пенсионного законодательства, второй — предполагал ежегодную индексацию границ регрессивной шкалы ЕСН и страховых взносов в соответствии с темпами роста заработной платы в стране.
Первый вариант вполне можно назвать пессимистическим, поскольку он предполагает нарастание дефицита распределительной составляющей ПФР к 2020 году до астрономической суммы — 995 млрд рублей. Коэффициент замещения, то есть соотношение размера заработной платы, которую получал человек до выхода на заслуженный отдых, и его пенсии, снизится с нынешних и без того низких 27,2%до 11,6, а средний размер трудовой пенсии вырастет всего в 2,6 раза и составит5968 рублей.
Второй вариант, конечно, более благоприятный, но это только по сравнению с первым. Эксперты обещают, что дефицит средств на выплату пенсий к 2020 году возрастет до 822 млрд рублей. Средний размер трудовой пенсии увеличится по сравнению с сегодняшним днем в 3,7 раза и достигнет 8483рубля, но при этом коэффициент замещения все равно составит совершенно неприемлемую цифру — 16,4%.
Пенсионная система страны стоит сейчас перед выбором: продолжить начатую реформу и развивать страховые и накопительные элементы или же вернуться в лоно чисто распределительной системы под жестким контролем государства.
•••
Снижение в 2005 году тарифа в Фонд социального страхования с 4 до 3,2% привело к уменьшению доходов фонда на 16,7 млрд рублей. Только небольшую часть —3,3 млрд рублей — удастся покрыть за счет остатка прошлых лет. Придется опять сокращать выплаты.
Так, с 2005 года введена норма оплаты первых двух дней нетрудоспособности за счет работодателя и только с третьего дня выплачивается пособие из Фонда социального страхования. Другой пример: начиная с 2003года ФСС практически прекратил финансирование санаторно-курортного обслуживания работников и членов их семей. В бюджете остались лишь 1,5 млрд рублей на оплату путевок в процессе долечивания. В итоге система все больше утрачивает свой страховой характер и превращается в социальное обеспечение.
•••
Реальный уровень финансирования Базовой программы обязательного медицинского страхования составит в этом году 60% от запланированного (в 2002 году было55%). В абсолютных цифрах система ОМС из-за снижения тарифа с 3,6 до 2,8%недосчитается 16 млрд рублей поступлений, а общий дефицит системы ОМС достигнет 29 млрд рублей. Из выпадающих доходов федеральный бюджет возместит всего 3 млрд рублей: столько будет потрачено на ОМС детей. Кстати, эти деньги выделены впервые.
Одна из главных целей Федерального фонда ОМС— выравнивание условий финансирования программ ОМС по регионам путем предоставления им субвенций — с каждым годом становится все более трудновыполнимой. Разрыв в уровне финансирования территориальных программ ОМС в расчете на одного жителя различается по субъектам Федерации в 60 раз, и чтобы сделать доступность и качество медицинской помощи сопоставимыми, необходимо, по оценкам экспертов, увеличить бюджет ФФОМС минимум в пять раз. С целью решения данной задачи в 2005 году повышены отчисления в ФФОМС с 0,2 до1%, но при этом доля ЕСН, идущая на ОМС в регионы, снижена с 3,4 до 1,8%. Усиление возможностей центра приведет к явному недобору средств на территориях, особенно пострадают регионы-доноры.
•••
Участники «круглого стола», состоявшегося в конце марта в Совете Федерации, предлагали различные способы решения проблемы дефицита. Наиболее часто упоминалась необходимость придания внебюджетным фондам страховой природы как в сборе средств, так и в их расходовании.
Кроме того, насущным является участие самих работников в финансировании обязательного социального страхования, что делает застрахованных более заинтересованными. Такая практика широко распространена за рубежом.
Наконец, внебюджетные фонды должны перестать быть придатком исполнительной власти, а перейти под управление и контроль общества в лице представителей государства, работодателей и застрахованных.
Наша справка
По оценкам экспертов, при сохранении нынешней ситуации дефицит доходов государственных внебюджетных фондов в 2006 году достигнет 300 млрд рублей, почти в два раза превысив расходы федерального бюджета на социальную политику, запланированные в этом году.
Величина и распределение страховой нагрузки в системах социального страхования
Страна |
Страховые взносы, % от зарплаты |
Уровень зарплаты, выше которого не взимаются страховые взносы | ||
работодатели |
работники |
всего | ||
Австрия |
25,1 |
17,2 |
42,3 |
3 тыс. евро в месяц |
Германия |
21,2 |
19,8 |
41,0 |
51 тыс. евро в год |
Греция |
28,2 |
15,4 |
43,6 |
— |
Италия |
35,1 |
9,5 |
44,6 |
20,5 тыс. евро в год* |
Нидерланды |
29,4 |
25,6 |
55,0 |
37,7 тыс. евро в год** |
Франция |
38,9 |
12,5 |
51,4 |
25,6 тыс. евро в год |
Россия |
26,9 |
— |
26,9 |
Регрессивная шкала |
* Только по медицинскому страхованию.
**Только по страхованию инвалидов.
По данным МОТ и Росстата