После радикальной смены власти в Украине многие экономисты и политологи заговорили, что созданную два года назад «четверку» — Единое экономическое пространство России, Беларуси, Казахстана и Украины — придется распрягать. «Не гоните коней», — увещевали другие «властители дум», мол, узел наших экономик слишком крепко завязан, чтобы разрубить его одним махом. И действительно, сами первые лица новой украинской власти на публике заверяют, что от интеграции в рамках ЕЭП они не отказываются, нужно лишь «почистить» прежние договоренности.
Что же предлагается отредактировать? Пересмотреть базовые соглашения о формировании ЕЭП.
✔ Исключить положение о создании наднациональных органов. Мотивация: существующая конституция не позволяет Украине создавать в рамках «четверки» Таможенный союз, и она не может, да и не хочет «интегрироваться сильнее», чем в Зону свободной торговли.
✔ Украина настаивает на установлении равного представительства сторон во всех органах ЕЭП и принципа консенсуса при принятии решений, а не в соответствии с экономическим потенциалом сторон.
✔ В отличие от установленных сроков создания Зоны свободной торговли Украина предлагает это сделать в спешном порядке до конца текущего года. Причем без изъятий и ограничений: с полной отменой экспортных пошлин, изъятий из режима свободной торговли в части импортных пошлин, квот, c максимальным ограничением антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер по согласованным подходам.
В конце марта Украина, по словам высоких чиновников, уже приняла для себя болезненное, но верное решение: унифицировала тарифы для внутренних и внешних перевозок. Партнеров по «четверке» призывают сделать то же самое.
Именно такая позиция, по мнению украинского руководства, позволит сохранить курс на европейскую интеграцию. Украина стремится к созданию Зоны свободной торговли и Таможенного союза с ЕС и к решению вопроса о членстве во Всемирной торговой организации.
Предложения украинской стороны удивили многих. Таможенный союз требует создания наднационального органа управления. Казалось бы, два года назад, говорит директор Департамента международного сотрудничества Правительства РФ Татьяна Валовая, достигнуто понимание такой необходимости. Причем сложнее всего это было сделать именно России. Если следовать критериям европейской интеграции, наша страна должна иметь порядка 80 процентов голосов, что, естественно, не приемлемо для наших партнеров. Вопрос даже и не ставили таким образом.
Именно Россия предложила предусмотреть в документах необходимые инструменты, ограничивающие возможности «силового давления». Ни одно решение в рамках ЕЭП не может быть принято единолично, каким бы экономическим весом страна ни обладала.
Надо понимать, что мы утрачиваем суверенитет, вступая в ВТО, вступив в МВФ ит.д. Ни одному государству, участвующему в международной торговле, не удалось сохранить девственным суверенитет. Проблема в другом. У Украины нет ясного понимания, в пользу какого объединения она готова его утратить.
В ходе переговорного процесса мы уже договорились о том, что ЕЭП в рамках «четверки» и общее экономическое пространство с Европой, которое планирует создавать и Россия,— вещи взаимодополняемые. Россия даже в большей степени заинтересована в том, чтобы проекты ЕЭП не шли вразрез с нашими планами с ЕС.
Сегодня в торговле с Украиной под пошлинами у нас находится 4 группы товаров— спирт, табак, сахар и«кондитерка». Они составляют несколько процентов от нашего товарооборота. В мире насчитывается порядка сотни режимов свободной торговли, и среди них нет ни одного, действующего без изъятий и ограничений.
Если взглянуть на экономики наших стран, становится очевидным, что в ВВП начинают доминировать не товары, а рынки услуг — транспортные, строительные, финансовые. Они также требуют либерализации, считает российский министр Виктор Христенко. Выбранная нами модель создания ЕЭП содержит движение в 4 направлениях: параллельно создавать благоприятные условия для движения не только товаров, но и услуг, капиталов, рабочей силы.
Руслан Гринберг, директор ИМЭПИ, считает, что пройдет минимум 30 лет, прежде чем Евросоюз примет Украину в свои ряды. Однако независимо от того, кто, когда и в каком блоке будет, бывшие страны СНГ должны использовать шанс и диверсифицировать свои примитивные экономики. Отдельно друг от друга мы не сможем это сделать. Надо сегодня искать зоны фактической солидарности и работать по ним. А их очень много — это и оборонный комплекс, и металлургический, и сельскохозяйственный, и авиапромышленность, и космос...
На прошедшем в Москве 7—8 апреля первом интеграционном форуме «ЕЭП Беларуси, Казахстана, России и Украины: значение, возможности, перспективы» член группы высокого уровня — министр экономики Украины Сергей Терехин вконец всех запутал. Было совершенно неясно, собирается ли Украина не на словах, а на деле участвовать в создании ЕЭП и на каких условиях. Однако в конце форума чиновник неожиданно заявил: «Я рад, что из мечты о какой-то всеобщей интеграции начинают прорисовываться конкретные сроки, шаги и дела».
Внесем окончательную ясность. Россия не скрывает своей заинтересованности в членстве Украины в ЕЭП и делает для этого адекватные шаги. Украина же ведет себя как капризная барышня. На словах дает добро ЕЭП, а на деле придумывает причины для невыполнения обещаний. И даже не стремится воспользоваться предложенной возможностью разноскоростной интеграции.
Прояснить ситуацию, предметно поговорить о технологии вхождения Украины в ЕЭП, подписать соответствующие протоколы и соглашения планировалось 15—16 апреля вовремя визита премьер-министра Украины в Москву. Однако в последний момент, как реклама в телефильме на самом интересном месте, Юлия Тимошенко взяла тайм-аут и перенесла свой визит.
Каково же будет продолжение?