Монетизация льгот многому научила как людей, так и правительство. Первые готовы строить баррикады и ложиться на рельсы, только бы не допустить очередной реформы. А власть с еще большей скоростью проводит соревнование между ведомствами, кто быстрее осуществит очередную реформу.
Реформа естественных монополий, налоговая, административная, реформа здравоохранения, образования, ЖКХ. Всех «изменений к лучшему» (по А. Жукову) сразу и не вспомнишь.
Только самому умному и дальновидному руководителю могло прийти в голову взвалить на плечи своих граждан такое количество реформ одновременно. При этом все чаще можно услышать заверения, что сейчас всем нужно потерпеть, а вот в 2008 году мы обязательно станем жить лучше. Коммунизм наша страна уже строила, что строим на сей раз?
Никто не спорит, что экономические преобразования в стране необходимы, но нельзя же решать все проблемы кавалерийским наскоком, господа!
На прошедшей недавно в ТПП конференции в очередной раз обсуждались проблемы ЖКХ. В конференции принимали участие представители власти и руководители жилищно-коммунальных предприятий из различных регионов страны. Тон обсуждения был явно безрадостный. Всем понятно, что сложившаяся ситуация в этой сфере грозит всей стране не только тяжелыми по своим последствиям технологическими «авариями», но и социальными проблемами. Без света, тепла и воды мы окажемся не только на задворках цивилизации, а вообще в каменном веке. Очень показателен пример Корякии, где в 40 градусный мороз люди отапливали свои жилища, ломая дома съехавших соседей.
Ситуация в отрасли действительно требует незамедлительных решений. Но то, что нам предлагает власть,— это далеко не лучший выход из положения.
Во-первых, из выступления помощника Президента Игоря Шувалова становится понятно, что исполнителей реформы ЖКХ пока в природе не существует, поскольку только «с 1 января 2006года вступит в действие ФЗ№ 131 «Об общих принципах местного самоуправления РФ», по которому управление в сфере ЖКХ будет находиться в компетенции низшего уровня местной власти. Появится большое количество муниципальных образований (МО), их границы уже сформированы.
Будут ли органы власти МО в состоянии заниматься системой ЖКХ, пока неизвестно. Но мы все недолжны допустить провала этой реформы».
Когда участники конференции услышали это заявление, у большинства появилась трудно скрываемая улыбка. Мало того, что реформа ЖКХ накладывается на реформу местного самоуправления, так власти умудрились Законом № 122-ФЗ с 2005 года сильно урезать бюджеты регионов и муниципалитетов, перераспределив доходы от налоговых поступлений в пользу центра. А к тому же взвалить на регионы реформы образования и здравоохранения.
Что это, чья-то недоработка или злой умысел? Нет, оказывается, это всего лишь механизм для привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ. Так как в местных бюджетах для модернизации отрасли денег нет, значит, надо где-то искать инвестиции. Ведь отвечать за состояние ЖКХ будут на местах.
Теперь давайте порассуждаем о бизнесе. Что необходимо предпринимателю для вложения денег? Правильно, высокорентабельный проект с «быстрой отбивкой» вложенных средств. А что мы имеем на сегодняшний день вЖКХ? Морально и технологически устаревшее оборудование, дыру в бюджете и граждан, доходы которых не позволяют оплатить «повысившееся качество жилищно-коммунальных услуг». Может быть, в Рублевку кто-то и вложил бы деньги, только у них там все нормально и с водой, и с канализацией.
По мнению И. Шувалова, принятие закона о концессиях приведет к притоку денег малого и среднего бизнеса в жилищно-коммунальнуюсистему. Но какие мотивации здесь имеются в виду, абсолютно непонятно. Предприниматель взял немалые деньги в кредит, закупил оборудование, установил его, нанял квалифицированный персонал, создал рабочие места, короче, организовал бизнес. А кто ему гарантирует, что вложенные деньги вернутся, ведь его доход — это оплата услуг, которые вчера еще стоили копейки. В стране 30% граждан вообще не в состоянии их оплатить, за них раньше это делало государство. А сейчас сможет ли себе это позволить нищий местный бюджет, большой вопрос. Вот и задумается 10 раз бизнесмен, чем ему заниматься, то ли торговать компьютерами, а еще лучше продуктами, то ли вкладывать деньги в ЖКХ.
А господин Шувалов настаивает, что «повышение тарифов с 1 января 2005года к модернизации ЖКХ никакого отношения не имеет. Это произошло на фоне общего повышения цен, связанного с монетизацией льгот».
Правильно, денег-то в местном бюджете на ЖКХ нет, вот и приходится их изымать из карманов людей. Вот такие грустные мысли.
Сценарий наложения административной реформы органов власти на все проводимые реформы очень похож на умышленную зловредность. Вроде что-то реформируем, а спросить не с кого. Бумажки, понимаешь, теряются.
А в мутной воде, как говорится, жирная рыбка водится!
В целом по России физический износ, по оценкам экспертов, составляет:
— котельных — 54,5%;
— коммунальных сетей водопровода — 65,3%;
— канализации — 62,5%;
— тепловых сетей — 62,8%;
— электрических сетей — 58,1%;
— водопроводных насосных станций — 65,08%;
— очистных сооружений водопровода — 53,86%;
— трансформаторных подстанций — 56,96%.
Tемпы нарастания износа составляют 2—3% в год.
62% российских жилых домов имеют срок свыше30 лет.
5,3 млн семей живут в домах, построенных в 50—60-егоды, срок эксплуатации которых уже истек.
14,3 млн российских семей проживает в неблагоустроенном жилье — без горячего водоснабжения и канализации.