За три месяца потребительские цены выросли на 5,3%. Правительство о запланированных 8,5% годовых даже не заикается. Речь уже идет о 10% (быстро же они меняют свою позицию!). Непонятный оптимизм излучает и уважаемый Председатель ЦБ С. Игнатьев, заявивший на съезде АРБ, что Банк России не планирует менять целевые ориентиры инфляции на 2005 год. А что будет на самом деле?
Допустим, С. Игнатьев кое-что может предпринять. Например, резко снизить поддержание курса доллара, скажем, до 25 рублей. Тогда помимо того, что нам кроме нефти и газа очень трудно будет продавать свои товары за рубежом, так еще и внутри страны импорт «задавит» отечественного производителя.
Но это не все. Интереснейшую оценку дали представители Всемирного банка. «Каждый раз, когда ЦБ старается ужесточить монетарную политику, инвесторы отвечают вливанием капитала, что снижает влияние этого ужесточения на уровень инфляции». Судя по данным 2005года, возможно, поток капитала, наблюдавшийся в IV квартале 2004 года, сохранится. А это повлияет на инфляцию». По расчетам ВБ, она в 2005 году составит как минимум 10%.
Так что же делать? Не отказываться же в самом деле от текущих реками в Россию потоков нефтедолларов? Есть мировой отработанный десятилетиями опыт борьбы с инфляцией (помимо действий ЦБ). Это прежде всего поддержка конкуренции на всех уровнях, ограничение тарифов монополистов, повышение привлекательности фондового рынка, стимулирование капитальных вложений...
К примеру, в Великобритании с 1996 по 2004 годы цены на товары официально снизились на 2%. Особенно впечатляет падение цен: на одежду (36%), аудио-видеотехнику (56%), бытовую технику (24%), игрушки(30%). Даже автомобили подешевели на 1,5% (справедливости ради отметим, что за этот же период услуги подорожали на 35%).
У нас сейчас все это кажется нереальным. Как власть может бороться сама с собой? Например, РАО ЕЭС контролирует государство и оно само же устанавливает ему тарифы. Региональные начальнички к бюджетным заказам подпускают только своих, завышая цены и зарабатывая на откатах. Малый бизнес в большой степени контролируется криминалом... Сверху идут одни обещания, красиво «упакованные» и даже в ряде случаев правильные по сути. Только вот реализовывать их или не могут, или не хотят. Поэтому обещаниям власти исправить ситуацию верится все меньше и меньше.
Для того чтобы остановить процесс их девальвации, властям (и не только федеральным, но и региональным) надо реально показать свои дела. Пусть они будут не такими глобальными (как, скажем, монетизация льгот), но эффективными, чтобы все это ощутили.
Кроме всего прочего наша официальная статистика дает однобокую информацию. Что, например, означает инфляция в 5,3% за I квартал? Только то, что набор товаров и услуг, входящих в официально утвержденную корзину, подорожал именно настолько. Но ведь есть еще и инфляция потребительских расходов! Это насколько дороже стали товары и услуги, которые непосредственно потребляет население. А это (как говорят в Одессе) две большие разницы. Для справки: ФРССША в качестве основного ориентира использует как раз инфляцию потребительских расходов.
Если не всю правду до конца говорит власть, то резонно возникает вопрос: должны ли предприниматели брать с нее пример? В этой связи весьма любопытны итоги одного из опросов ИЭППа о причинах недостоверности отчетности. Вести речь о низкой квалификации бухгалтеров, как видим, уже не стоит. А остальные ответы говорят сами за себя.
Итак, на что же ориентироваться в текущем году? «ЭЖ» еще в январе в пух и прах разнесла запланированную в бюджете на этот год инфляцию в 8,5%. Наш прогноз тогда был следующим: минимум 11%, при неблагоприятном развитии ситуации — 12—13%. Судя по всему, ценам больше «по душе» худший вариант. «ЭЖ» будет следить за развитием событий.
Потребительские цены, в %
|
Март к февралю |
Март 2005 г. к декабрю 2004 г. |
Всего, в т. ч. |
101,3 |
105,3 |
Продтовары |
102,1 |
104,9 |
хлеб и хлебобулочные изделия |
100,3 |
101,2 |
крупа и бобовые |
99,6 |
98,8 |
макаронные изделия |
100,4 |
101,5 |
мясо и птица |
102,3 |
106,9 |
рыба и морепродукты |
102,3 |
106,3 |
молоко и молочная продукция |
100,7 |
103,1 |
масло сливочное |
100,7 |
102,6 |
масло подсолнечное |
100,4 |
101,7 |
плодовоовощная продукция |
111,2 |
124,0 |
сахар-песок |
100,4 |
99,2 |
алкогольные напитки |
100,8 |
102,6 |
Промтовары |
100,4 |
101,1 |
ткани |
100,5 |
101,6 |
одежда и белье |
100,7 |
101,7 |
трикотажные изделия |
100,8 |
102,1 |
обувь |
100,6 |
100,8 |
моющие и чистящие средства |
100,6 |
101,7 |
табачные изд. |
100,5 |
101,7 |
электротовары и другие бытовые приборы |
100,2 |
101,0 |
телерадиотовары |
99,8 |
99,9 |
бензин автомобильный |
100,3 |
98,4 |
медикаменты |
100,3 |
100,7 |
Услуги населению |
101,2 |
112,6 |
жилищно-коммунальные |
101,9 |
126,5 |
медицинские |
102,3 |
106,6 |
пассажирского транспорта |
100,6 |
105,8 |
связи |
99,8 |
100,3 |
организаций культуры |
102,3 |
106,8 |
санаторно-оздоровительные |
100,3 |
103,0 |
дошкольного воспитания |
102,1 |
116,7 |
образования |
100,3 |
102,4 |
бытовые |
101,2 |
104,9 |
Причины недостоверности официальной отчетности российских промпредприятий (в % к числу ответивших)
|
Всего |
Из них: | |||||
|
|
химическая |
машиностроение |
легкая |
Гос. |
ОАО |
ЗАО |
Несовершенство официальной отчетности, не отражающей реалии нашей экономики |
48 |
52 |
47 |
40 |
54 |
49 |
44 |
Сложность и противоречивость существующих форм отчетности |
41 |
29 |
42 |
51 |
29 |
44 |
45 |
Желание предприятий снизить налоговую нагрузку |
41 |
40 |
38 |
54 |
39 |
38 |
46 |
Желание повысить инвестиционную привлекательность предприятий |
17 |
21 |
18 |
18 |
22 |
18 |
12 |
Недостаточное количество и квалификация бухгалтеров |
5 |
8 |
4 |
5 |
75 |
5 |
|
Другое |
4 |
2 |
4 |
5 |
2 |
4 |
6 |
ИЭПП
Индексы цен производителей, в %
|
К предыдущему месяцу |
Февраль 2005 г. |
Справочно | ||
|
январь 2005 г. |
февраль 2005 г. |
к февралю 2004 г. |
к декабрю 2004 г. |
февраль 2004 г. к декабрю 2003 г. |
Добыча полезных ископ., в т. ч. |
95,8 |
98,4 |
117,3 |
94,2 |
118,4 |
топливно-энергетических |
94,4 |
97,8 |
113,0 |
92,3 |
121,1 |
ископаемых, кроме топливно-энергетических |
103,9 |
101,8 |
142,8 |
105,7 |
104,2 |
Обрабатывающие пр-ва, в т. ч. |
100,9 |
100,9 |
118,4 |
101,8 |
103,4 |
пр-во пищевых продуктов, вкл. напитки и табак |
100,7 |
100,0 |
108,6 |
100,7 |
103,2 |
текстильное и швейное |
100,8 |
100,2 |
105,4 |
101,0 |
104,4 |
пр-во кожи, изделий из кожи, обуви |
100,8 |
101,6 |
108,8 |
102,4 |
102,3 |
обработка древесины и пр-во изделий из дерева |
101,9 |
100,8 |
112,0 |
102,8 |
102,9 |
целлюлозно-бумажное пр-во, издательско-полиграф. деят. |
101,4 |
101,1 |
107,0 |
102,6 |
101,0 |
пр-во кокса и нефтепрод., в т. ч. |
91,7 |
103,6 |
154,3 |
95,0 |
95,3 |
пр-во нефтепродуктов |
91,3 |
104,0 |
150,9 |
95,0 |
94,8 |
химическое пр-во |
101,6 |
101,3 |
121,5 |
102,9 |
106,6 |
пр-во резиновых и пластмассовых изделий |
102,4 |
101,4 |
112,5 |
103,9 |
100,7 |
пр-во прочих неметал. мин. продуктов |
100,8 |
100,9 |
113,6 |
101,7 |
104,4 |
металлургия и пр-во метизд. |
101,3 |
101,1 |
132,7 |
102,4 |
107,1 |
пр-во машин и оборудования |
102,4 |
101,1 |
115,3 |
103,5 |
103,1 |
электрооборудования, электронного и оптического обор. |
101,2 |
101,1 |
109,6 |
102,3 |
104,4 |
транспортных средств |
101,9 |
100,6 |
118,2 |
102,6 |
106,7 |
прочие производства |
101,2 |
100,9 |
107,3 |
102,1 |
104,8 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды, в т. ч. |
104,9 |
106,3 |
112,5 |
111,4 |
111,2 |
– электроэнергии |
104,4 |
105,9 |
111,4 |
110,6 |
111,6 |
– пара и горячей воды |
105,9 |
107,1 |
115,0 |
113,4 |
110,5 |
Индексы цен и тарифов, на конец периода, в процентах
|
К предыдущему месяцу |
Февраль 2005 г. |
Справочно | ||
|
январь 2005 г. |
февраль 2005 г. |
к февралю 2004 г. |
к декабрю 2004 г. |
февраль 2004 г. к декабрю 2003 г. |
Индекс потребительских цен |
102,6 |
101,2 |
113,0 |
103,9 |
102,8 |
Индекс цен производителей промышленных товаров |
100,5 |
101,3 |
117,3 |
101,8 |
107,5 |
Индекс тарифов на грузовые перевозки |
113,9 |
100,1 |
119,9 |
113,9 |
102,9 |