Проблемы и перспективы развития отечественного энергетического машиностроения, в том числе и с точки зрения обеспечения национальной безопасности, — тема, обретающая все большую остроту и обсуждаемая сегодня на различных уровнях.
Действительно, энергетическое машиностроение России — передовая отрасль отечественной обрабатывающей промышленности, к тому же крайне перспективная. В ней функционируют более 40 предприятий и НИИ с занятостью около100 тысяч человек. Начатая реформа электроэнергетикии рост инвестиционной привлекательности российских электрогенерирующих компаний на десятилетие обеспечат устойчивый платежеспособный спрос на энергооборудование. Емкость российского рынка оценивается в 30 млрд долларов.
К тому же отечественное энергетическое машиностроение, несмотря на спад производства, в последние15 лет остается одной из немногих отраслей, глубоко интегрированных в мировой рынок. Экспортные заказы по отрасли составляют сейчас около 70 процентов от общей загрузки. Поэтому перспективы развития во многом определяются ситуацией на мировых рынках и уровнем конкурентоспособности отечественной продукции и сервиса на внешнем и внутреннем рынках. Потенциал же территории СНГ и стран Восточной Европы, где установлено преимущественно оборудование советского производства, весьма велик, учитывая возрастающий объем капитальных ремонтов и модернизации. Исторически сложившиеся хозяйственные связи позволяют российским энергомашиностроительным предприятиям рассчитывать на часть рынка быстро развивающихся экономик Китая, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.
Естественно, огромный потенциал рынка российского энергетического оборудования делает для зарубежных электротехнических корпораций привлекательной задачу установления контроля над отраслью.
Так, в рамках реализации концепции открытой либеральной экономики активно рассматриваются варианты продажи российских энергомашиностроительныхпроизводств иностранным стратегическим инвесторам. В частности, немецкая компания Siemens пожелала купить 71 процент акций ведущего предприятия отрасли — ОАО «Силовые машины», выпускающего 60% продукции отрасли.
Однако специалисты убеждены, что экономические потери от такой продажи могут составить 10 млрд долларов. И в первую очередь этим будут затронуты интересы национальной безопасности России, так как предприятие выполняет значительный объем заказов оборонного значения.
«Силовые машины» занимаются производством энергетического оборудования для подводных и надводных судов, а также для обслуживания космической техники. В последнее время руководство акционерного общества пытается снять «гриф секретности» с ряда производств и способствует их выделению в отдельные предприятия. Но такая локализация оборонных производств вряд ли целесообразна, поскольку это ставит их в полную зависимость отоборонного заказа.
Кроме этого, сделка с Siemens привела бы к поглощению немецкой компанией своего сильнейшего конкурента на российском рынке, что, в свою очередь, способствовало бы утрате Россией инновационной компетенции в области энергетического машиностроения. А естественный переход «Силовых машин»на более дорогие технологии Siemens повлечет за собой рост цен и удорожание тарифов на электроэнергию, что неизбежно накалит ситуацию в стране и может привести к непоправимым последствиям.
Не случайно председатель правительства Михаил Фрадков, академик Евгений Велихов и полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов обратились к Президенту с инициативой приостановить решение о продаже пакета акций ОАО «Силовые машины» иностранному партнеру. И рекомендовали правительству «для сохранения национального контроля за отраслью энергетического машиностроения не давать согласия на сделки по приобретению иностранными компаниями контрольных пакетов акций ОАО «Силовые машины» и других крупнейших предприятий отрасли». Поскольку захват иностранным инвестором стратегической отрасли российской экономики «порождает системные риски национального масштаба».
Правовые аспекты проблемы рассматривались и на «круглом столе» в Госдуме. Какие меры необходимы для возрождения энергомашиностроения? Среди рекомендаций, адресованных Правительству РФ, отмечены:
✔ необходимость в развитие утвержденной «Энергетической стратегии России на период до 2020 года» доработать и утвердить в 2005 году «Стратегию развития энергетического машиностроения в Российской Федерации на период до 2010 года»;
✔ разработка и внесение в Госдуму проекта федерального закона, регулирующего участие иностранных акционеров в капитале российских стратегических организаций;
- рассмотрение возможности повышения таможенных пошлин на энергетическое оборудование, аналоги которого производятся на российских предприятиях, до 15—25 процентов;
- стимулирование экспорта продукции энергетического машиностроения;
- разработка механизмов господдержки высокоэффективных долгосрочных инвестиционных проектов и др.
P. S. Что касается «Силовых машин», то развязка, кажется, наступила.
Федеральная антимонопольная служба на днях официально подтвердила, что концерну Siemens отказано в приобретении пакета акций «Силовых машин». Ходатайство отклонено в соответствии с п. 4 ст. 18 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Антимонопольная служба пояснила, в частности, что положительный социально-экономический эффект от сделки не может быть реализован, поскольку в рамках действующего законодательства невозможно решить ряд вопросов, связанных с обеспечением конкурентных процедур в сфере обороны, участия иностранных компаний в производстве продукции оборонного значения.