Важнейшие индикаторы, показывающие приближение мирового экономического кризиса, подают сигналы надвигающегося шторма, считают эксперты, принявшие участие в заседании Экономического клуба ФБК на этой неделе.
Мировая экономика представлена тремя центрами экономической силы — США, объединенной Европой и Азией (Китай, Япония и др.), поэтому, по оценке директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, можно выделить три критерия или маркера, сигнализирующих о начале мирового кризиса. «Во-первых, один из центров экономической силы входит в рецессию (думаю, результаты III квартала докажут, что в Европе она началась всерьез). Во-вторых, два других центра силы демонстрируют признаки стагнации (в США очевидно замедление темпов роста, снижается он и в Китае). В-третьих, нет признаков, что ситуация может улучшиться в ближайшее время».
В российской экономике, по прогнозам экономиста, к концу года рост прекратится, а положительный годовой показатель роста ВВП будет обеспечен за счет двух первых кварталов (+4,9% — в первом, +4% — во втором). Он также обратил внимание, что качество экономического роста в II квартале оставляет желать лучшего: «Лидерами роста являются финансовый сектор (+17,3% в годовом выражении), операции с недвижимостью (+7,9%), торговля (+6,9%). Это типичный спекулятивный рост. Промышленность и строительство практически не растут».
Ученые ВШЭ, напомнила директор Центра развития «Вышки» Наталья Акиндинова, представили два варианта развития событий в мировой экономике. «Первый сценарий предполагает острый мировой кризис, падение цен на нефть и резкое падение мировой экономики в целом, а затем последующее быстрое восстановление. Второй — продолжение текущих тенденций: вялая динамика развития мировой экономики, нулевые или отрицательные темпы роста, сохранение низкой инвестиционной активности, продолжение оттока капитала и т.д.». Она подчеркнула, что в обоих случаях предполагается замедление роста, усугубление ситуации к началу 2013 г. и отрицательные показатели в дальнейшем.
«Если посмотреть на текущую ситуацию, то можно увидеть все предпосылки для такого развития событий, — констатировала Н. Акиндинова. — Уже два квартала ВВП почти не растет (квартал к кварталу), не демонстрирует роста промышленность, зато есть негативная динамика в инвестиционном строительстве». При этом положительным моментом является принятие бюджетного правила использования нефтегазовых доходов. «Это является элементом защиты от внешних условий, подготовкой к кризису образца 2008 г. Но проблемы экономики сохраняются», — отметила эксперт. Определенные опасения вызывает структура расходов федерального бюджета, при которой прослеживается тенденция наращивания затрат на оборону и правоохранительную деятельность, а ресурсы на образование и науку сокращаются.
Результаты развития мировой экономики, по мнению заведующего лабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики им. Е. Гайдара Владимира Назарова, будет во многом определять финансовая политика США. «Сегодня мы видим, как Федеральный резерв вкалывает экономике раз за разом дозы анестезии — принимает программы количественного смягчения. Эти меры нужны для того, чтобы не вызвать панику накануне президентских выборов, но они не решают основных проблем. Главные трудности наступят в 2013 г., когда закончится действие нынешних мер поддержки, а бюджет пройдет процедуру жесткого секвестра».
В представленных МЭР сценариях социально-экономического развития России, заметил В. Назаров, наблюдается огромный разброс вариантов. «Страх ответственности пересилил у чиновников верноподданнические настроения. Это попытка снять с себя ответственность за то, по какому сценарию пойдет развитие страны. Справедливости ради нужно отметить, рычагов воздействия на ситуацию у чиновников немного». Эксперт считает очень важным соблюдение бюджетной стабильности и начало, пусть медленной и половинчатой, политической либерализации.
Российским властям, подчеркнул директор Института энергетической политики Владимир Милов, следует ориентироваться на самый пессимистичный сценарий развития событий, поскольку, как показала практика, неготовность к нему приводит к самым серьезным последствиям. «Суть государственной помощи в кризис сводилась к вливанию денег, а само спасение достигнуто, по сути, за счет роста налоговой нагрузки. Сейчас нет таких возможностей. У нас больше бюджетных обязательств, Резервный фонд составляет всего 60 млрд долл., а налоговая нагрузка уже высока», — считает В. Милов. По мнению эксперта, надо поставить вопрос об эффективности спасения компаний путем прямой государственной финансовой помощи. Лучше сделать ставку на снижение налоговой нагрузки, что станет эффективной поддержкой для всех предпринимателей.