Совершенствование корпоративного законодательства и управления — тема, находящаяся на пике популярности. Этому вопросу посвящена и Концепция, подготовленная МЭРТ России, которая носит исследовательский характер и содержит положения, затрагивающие права и обязанности эмитентов, акционеров. Так, предлагается ужесточить уголовную и имущественную ответственность членов органов управления компанией. Что даст воплощение данной концепции в жизнь? Насколько актуальны и безупречны ее положения?
Одним из шагов в реализации общей Концепции стал знаковый законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах», принятый Государственной Думой РФ 07.07.2004 в первом чтении и касающийся предоставления права требовать выкупа акций остальных акционеров лицу, владеющему пакетом акций 90% плюс 1 акция. В настоящее время судьба новаций не вполне ясна, в Госдуму внесен законопроект, предусматривающий право акционера, приобретшего более 95% акций, выкупить ценные бумаги.
Судьба юрлиц
Концепция поддерживает распространенную идею ликвидации ЗАО с приравниванием его к ООО. По мнению некоторых экспертов, ЗАО по праву является широко используемой организационно-правовой формой для случаев, когда у сторон отсутствует намерение выбрать более жесткую форму ООО.
Предлагаемые в Концепции инструменты (в частности, включение в устав общества, число акционеров которого не превышает 50,положений, направленных на ограничение в размещении и обращении акций) не вносят принципиально нового в правовое положение АО, обосновывающее ликвидацию ЗАО. Отказ от одной из самых распространенных и понятных форм нецелесообразен.
МЭРТ РФ проводит идею закрепления возможности существования акционерных обществ с переменным (плавающим), а не постоянным (фиксированным) уставным капиталом. Это представляется не вполне логичным, так как в данном случае уставный капитал не выполняет свои обеспечивающие функции.
Предлагается максимально расширить случаи возникновения и существования дробных акций, что, по мнению специалистов, является спорным.
Новации реорганизации
Необходимость принятия единого федерального закона, касающегося вопросов ликвидации и реорганизации, — вопрос своевременный.
Следует более логично выстроить систему: кто и как вправе реорганизоваться и с чем связаны ограничения?
Например, на настоящий момент некоммерческое партнерство может реорганизоваться в общественную организацию (объединение), фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество. Закон «Об объединениях работодателей» закрепил существование новой формы некоммерческой организации, не относящейся к общественным организациям. Не имея возможности преобразоваться, работающие некоммерческие партнерства, объединяющие руководителей предприятий регионов, вынуждены были создавать новые объединения. Регулирование деятельности некоммерческих организаций хаотично, непоследовательно и требует пересмотра.
Повторив ГК РФ и законы об АО и об ООО, Закон о реорганизации мог бы разъяснить технику, которую можно закрепить на уровне нормативного акта органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
На практике именно технические детали (как составление разделительного баланса и передаточного акта) вызывают наибольшее количество вопросов и претензий в будущем, поэтому неоправданным является предложенное Концепцией сокращение значимости разделительного баланса и передаточного акта. Необходимо, напротив, разработать единые требования к их содержанию, сделав его максимально подробным. Проблему изменения имущества организации при реорганизации можно решить, узаконив изменения и дополнения к передаточному акту, которые составляются и подписываются непосредственно перед окончанием реорганизации.
Корпоративные конфликты
Информационная закрытость компаний искажает восприятие их деятельности как участниками, не имеющими доступа к полному объему информации, так и сторонними пользователями (в том числе государственными органами). Необходимо четко закрепить имущественные санкции в отношении такой компании и ее должностных лиц за нераскрытие соответствующей информации.
В Концепции уделено значительное внимание косвенным искам, которые пока не находят должного применения в судебной практике. ВФЗ об АО предусмотрена возможность обращения акционеров с косвенным иском о признании сделок недействительными, но суды в большинстве своем неверно толкуют природу таких исков. Необходимо явно определить возможность обращения участников общества с косвенными исками к самой компании и менеджменту в целях защиты прав юрлица и своих интересов.
Для формирования цивилизованных корпоративных отношений следует тщательно фиксировать деятельность органов управления компанией (протоколирование и документирование),ввести имущественную и уголовную ответственность за подделку таких документов.
Авторы Концепции предлагают конкретные механизмы борьбы со злоупотреблением акционерам и правами на созыв общих собраний, с созданием «параллельных» органов управления и т.п. Однако воплощение в жизнь подобных предложений проблематично, так как связано со значительным изменением роли судебных органов в корпоративных конфликтах.
Распределение прибыли
Достаточно разумны положения Концепции относительно соотношения интересов менеджмента и акционеров по вопросу распределения прибыли. Действительно, если вся прибыль направляется на развитие компании как бизнеса, а акционеры в течение нескольких лет не получают никаких дивидендов, с их стороны возникает закономерный вопрос о целесообразности вложения средств в общество. Теряется смысл коммерческого предприятия: получение его собственниками прибыли, а не обещаний об увеличении в будущем капитализации предприятия.
Необходимо внести изменения в Федеральный закон«Об акционерных обществах» в части рекомендаций совета директоров по размеру дивидендов, основанных на утвержденном плане развития бизнеса компании на следующий период. Следует законодательно закрепить обязанность компании выплачивать дивиденды акционерам хотя бы в определенной части от полученной прибыли.
В целом выработка приоритетных направлений совершенствования корпоративного законодательства как нельзя кстати.
По многим вопросам существующая нормативная база не удовлетворяет потребностей ни крупного, ни малого бизнеса, ни мажоритарных, ни миноритарных акционеров. Эти моменты требуют комплексного подхода, что отражает Концепция.
Однако некоторые предложенные механизмы решения проблем являются спорными и требуют доработки.