Нелли Мякунова, гендиректор ЗАО «Хром» (г. Ярославль):
— Нашему предприятию 143 года. На сегодняшний день у нас работают580 человек, среднегодовой оборот за последние два года составляет 800млн руб. На модернизацию производства ежегодно тратится 40—45 млн руб., не считая затрат на капремонт и строительство. В результате износ основных фондов на 1 января нынешнего года составлял всего 38%. Заработная плата на уровне 12,7—13 тыс. рублей в месяц. Завод работает шесть дней в неделю в режиме трех смен. Казалось бы, живи и припевай! Но...
Праздников у нас раньше было немного, и самые длительные с 28 декабря по 2 января. Но законодатели подложили нам хорошенькую свинью с новогодними двухнедельными каникулами. Люди хотят кормить свои семьи и работать. Да и мы не можем останавливать производство на такой длительный срок. Но оплачивать труд в двойном размере (за работу в праздничные дни) руководителям предприятий, по крайней мере легкой промышленности, очень сложно.
Борясь за свое существование на рынке, я каждый год отмечала, что богаче становится не тот, кто много работает. Причем работает над сокращением издержек производства, над повышением производительности труда, над качеством продукции. Богаче живет тот, кто работает с теневым капиталом. Конечно, это ни для кого не новость, но ведь до сих пор власти не предприняли никаких мер по защите производителей.
Что за проблема, взять деньги и перевести их в Турцию или Китай? Например, продам я завод и на эти средства размещу свои заказы на обувь у них. У меня будет только одна проблема — как минимизировать расходы по таможне и как купить чиновника от исполнительной или законодательной власти, чтобы они пролоббировали мои интересы. И мне это будет выгодно, поскольку за моими плечами не будет ни основных средств, ни уплаченных налогов, ничего— и все просчитывается в один день.
Но за нами стоят люди, и любой здравомыслящий руководитель это понимает и до последнего сохраняет производство. Мы не капиталисты, мы просто хотим работать в своем государстве, отдавать честно налоги, содержать своих рабочих и в лице государства хотим видеть партнеров.
И еще один важный вопрос касается сохранения научно-исследовательских институтов, над которыми нависла реальная угроза исчезновения. Дело в том, что в 2005—2006 гг. почти все научные организации легпрома, большая часть которых находится в Москве, должны быть приватизированы. Не исключено, что на месте НИИ в скором времени появятся гостиницы и офисы. Поэтому для сохранения межотраслевой науки целесообразно создать два федеральных научно-технологических центра — текстильной и легкой промышленности.