Что греха таить, большинство наших сограждан отдают явное предпочтение товарам импортного производства. Это осталось у нас еще со времен тотального дефицита, пустых прилавков и длиннющих очередей за венгерскими батниками и финскими сапогами.
Несмотря на колоссальные изменения, произошедшие в стране за последние 15 лет, население по-прежнему отдает предпочтение все тому же импорту. Увы, отечественные товары не в состоянии конкурировать по стоимостным параметрам с зарубежными аналогами, поскольку их себестоимость значительно выше, чем у турецкой и китайской продукции.
Существенно снизить затраты тамошних производителей помогают специальные государственные программы, направленные на их поддержку.
Например, в Турции государство берет на себя оплату25% потребляемой энергии, 50% выплат в фонд социального обеспечения, а также 100% отчислений в пенсионный фонд. В Китае производители первые три года полностью освобождаются от налогов, в течение последующих двух лет налоговое бремя постепенно увеличивается и лишь на пятый год китайский предприниматель начинает платить налоги полностью, то есть 11% от валового продукта. В России налоговый пресс в четыре раза выше, чем у восточного соседа, и составляет 44%.
Существующие у нас сегодня законодательные нормы нестимулируют обновление производства, как это делается во всем мире, а являются тормозом в развитии.
Предприниматели надеются, что федеральные органы власти создадут наконец-то нормальные условия для работы предприятий отрасли. В частности, это касается внесения изменений в Налоговый кодекс РФ в части предоставления налоговых преференций субъектам предпринимательской деятельности, инвестирующим свои доходы и прибыль на техническое перевооружение и модернизацию.
Эффективной мерой государственной поддержки станет продолжение субсидирования процентных ставок для кредитования предприятий текстильной и легкой промышленности на закупку сезонного сырья и материалов. В 2004 г. субсидии получили 79 организаций отрасли в 32 субъектах Федерации. При объеме субсидирования в 50 млн рублей экономический эффект в виде налоговых отчислений в консолидированный бюджет страны составил 313 млн рублей.
И конечно, необходимо сформировать прозрачный рынок, где 80—90% товаров поступали бы от российских и иностранных производителей по контрактам и договорам. Это даст возможность увеличить объем поступлений в бюджет РФ.
Что касается мер по освобождению импортного оборудования от ввозных пошлин, то первый шаг в этом направлении уже сделан. Недавно Межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле, таможенной и тарифной политике утвердила список из 18 видов оборудования, полностью освобожденного от ввозных пошлин. Предполагается, что скоро этот перечень будет увеличен до 50 позиций. Только бы этот шаг правительства по поддержке отечественного легпрома не оказался единственным и последним.
Увы, на сегодняшний день перспективы развития отрасли выглядят довольно расплывчато. Вот почему производственники теряются в догадках и ломают голову над тем, нужен ли отечественный легпром государству или их всех давным-давно «сдали».
Редакция «ЭЖ» намерена в ближайшее время вернуться к этой острой проблеме, пригласив к разговору представителей законодательной и исполнительной власти: депутатов Госдумы, сенаторов и членов правительства.