Похоже, урегулированием проблем, возникающих при процедуре банкротства, занялись всерьез. Не так давно депутаты приняли в первом чтении целый пакет поправок.
Требования к арбитражным управляющим планируется сделать более лояльными (видимо, лишь незначительная часть специалистов соответствует высоким требованиям нынешнего Закона о банкротстве). Если сейчас арбитражные управляющие должны иметь 2 года стажа работы на руководящей должности, то им будет достаточно двухлетней стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего. Не помешает и судимость за преступления в сфере экономики (и даже за тяжкие и особо тяжкие преступления). Главное, чтобы она была снята или погашена.
А вот кандидатуру управляющего, который не застраховал свою деятельность или полностью не возместил убытки, причиненные должнику, кредиторам или иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих обязанностей, арбитражный суд не утвердит.
Со всеми остальными проблемами, по мнению разработчиков законопроекта, поможет справиться обязательное членство арбитражных управляющих в СРО. По словам Андрея Шаронова, замминистра экономического развития и торговли РФ, пока пробелы базового законодательства препятствуют развитию института саморегулирования в сфере банкротства и деятельности арбитражного управляющего, эффективному применению механизмов, направленных на восстановление платежеспособности должников и привлечение к ответственности участников дел о банкротстве.
Помогут деятельности арбитражных управляющих изменения, которые планируется внести в Уголовный кодекс. Максимальный срок лишения свободы за неправомерные действия при банкротстве увеличивается с двух до трех лет в связи с тем, что данным преступлением возможно нанесение ущерба широкому кругу лиц, включая работников организации должника и его кредиторов. Так, в 2003 году за неправомерные действия при банкротстве осуждено 26 человек, за преднамеренное банкротство — 12 человек, за фиктивное — 1. В 2004 году этот показатель, по словам Андрея Шаронова, значительно вырос (хотя точных цифр приведено не было).
Штрафы за преднамеренное и фиктивное банкротство также увеличиваются. При этом одним из признаков преднамеренного банкротства является наличие сделок должника, которые существенно отличаются от рыночных условий, например торговля ниже себестоимости, необоснованный вывод активов.
Теперь об очередности удовлетворения требований кредиторов. Сейчас Законом о банкротстве установлено, что государство как кредитор по обязательным платежам наделено равным правом голоса с коммерческими кредиторами в порядке общей очереди. В то же время согласно ГК РФ задолженность по обязательным платежам погашается банкротом приоритетно по отношению к расчетам с коммерческими кредиторами. Законопроект устраняет данную неувязку, и в ГК РФ очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается в соответствии с нормами Закона о банкротстве.