Не так давно Минфин отозвал лицензии у 647 из 7200 аудиторских компаний. В «черном» списке — средние и мелкие фирмы со всей страны. Ко всем нарушителям предъявлено одинаковое обвинение— невыполнение требований Закона № 119-ФЗ (в штате должно быть не меньше пяти аттестованных аудиторов). Вот такая картина нарисовалась... Пока не ясно, как отразится решение чиновников на развитии российского аудита в нынешних условиях. Но такая неопределенность больше всего заставляет нервничать пользователей аудиторских услуг —предпринимателей. Впрочем, грядущие перемены несут не только потери, но и приобретения. Для кого — догадайтесь сами.
По одну сторону баррикады
На деятельности аудиторских компаний, входящих в число 100 крупнейших по России, перемены, безусловно, скажутся благотворно. А вот от тех, кто работал на одного-двух клиентов, «карманных» аудиторских фирм на рынке и следа не останется. «Все хорошо, только вот Минфин несколько запоздал с контролем качества», — говорит Николай Ремизов, директор по спецпроектам аудиторско-консалтинговой компании ФБК. Его поддерживает и Зоя Хайло, заместитель генерального директора БДО Юникон: «Ужесточение регулятивных требований ведет к освобождению рынка от ангажированных аудиторов и подрыву демпинга».
Но не стоит забывать о том, что отзыв лицензий приведет к исчезновению с рынка и неаффилированных аудиторских фирм, финансовые возможности которых не позволяют держать в штате дорогих специалистов. Чтобы выжить, мелким фирмам придется входить в партнерство.
Однако в Минфине категорически не согласны с тем, что защищаются интересы лишь самых крупных участников рынка. «Закон не направлен против каких-либо участников аудиторского рынка, за исключением тех, которые не должным образом ведут аудиторскую деятельность»,— заявил Леонид Шнейдман, директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина РФ. По его словам, правительство не преследует цели разрушить аудиторский рынок. «У Минфина может быть только один ответ. Аудиторские компании должны иметь в штате не менее 5аттестованных специалистов. Я не сомневаюсь, что через полгода большинству удастся вернуть лицензии»,— комментирует Виктор Кузнечиков, начальник отдела нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности Минфина РФ.
Против логики не пойдешь
Вызывает сомнение правильность установленного численного норматива. Так, Александр Руф, председатель совета Российской коллегии аудиторов, уверен, что «держать в штате 5 аттестованных аудиторов не могут 80% региональных аудиторских компаний».
Чтобы остаться на плаву, каждый изворачивается как может. Норматив заставляет мелкие фирмы содержать «мертвые души», брать в штат совместителей.
Но тогда чем эти 80% лучше тех фирм, которые не догадались пойти на хитрости? Разве качество аудита зависит от того, сколько специалистов проводят аудит: 4 или5, один из которых — «липовый»? Может быть, серьезным проверкам придется подвергать всех участников рынка аудита?
В ситуацию попытался внести ясность Николай Ремизов: «Это было сделано, чтобы привести наш стандарт в соответствие с Федеральным законом № 119-ФЗ, который установил данный норматив. Пока российский стандарт аудита № 7 будет стремиться соответствовать международному стандарту № 220, не забудут и о 5 аттестованных аудиторах».
Получается, что достоверность аудиторского заключения зависит от того, сколько специалистов в штате имеют аттестат.
Если предположить, что каждая аудиторская компания из «черного» списка работала хотя бы с двумя клиентами, то получается, что1254 предприятия доверяли своему аудитору. Как правило, не год и не два. Репутация аудиторской компании складывается отнюдь не по итогам контрольной проверки, входе которой выяснилось число штатных аттестованных аудиторов. Лучшая рекомендация специалисту —это уверенность клиента в надежности отчетной информации, которую аудитор подтвердил.
А теперь о доверии говорят как бы между прочим. Но ведь нет никаких гарантий того, что, во-первых, отчетность, проверенная новым аудитором, будет правильной, а во-вторых, не произойдет утечки информации.
Приказ № 87 заставит потенциальных клиентов скорректировать смету расходов: услуги крупных фирм стоят значительно дороже. В аудиторских фирмах отказываются называть цены. Стоимость услуг зависит от того, за какой период проверяют предприятие, от оборота компании, от консультаций эксперта. Мол, приходите — поговорим. Но понятно, что относительно небольшое предприятие вряд ли заинтересует крупную аудиторскую компанию.
Приподнял завесу тайны аудитор из региональной компании. По его словам, цены на аудиторские услуги не регламентированы: «В столице за один час работы могут выставить 450 у. е., а в регионе— 450 рублей. При этом качество аудита будет абсолютно одинаковым». В то же время он не исключает, что в работе высококлассных специалистов есть и свои плюсы. Например, автоматизированный процесс работы позволяет сокращать время проверки. А в остальном аудиторы из региональных компаний однозначно расценивают происходящее как захват их рынка.
В ожидании чуда или в засаде?
Подготовлены поправки и в Закон «Об аудиторской деятельности». Они предусматривают отмену лицензий для аудиторов. Минфин хочет передать часть своих полномочий саморегулируемым организациям (СРО).
По сути, качество аудита и сейчас не зависит от государственного контроля. Контроль необходим в тех сферах, где государство имеет собственный интерес (например, в налогообложении). Иначе он превращается в обременительную формальность.
Каковы перспективы на ближайшее будущее? СРО— верхушка, контролирующая аудиторов. Она диктует свои правила игры и решает, кому в них играть.
Согласно законопроекту установлены критерии признания СРО — не менее 3000аудиторов или 1500 аудиторских организаций.
В настоящее время при Минфине аккредитованы 7СРО, причем согласно требованиям Закона № 119-ФЗ в его нынешней редакции в каждой из них состоит не менее1000 аттестованных аудиторов и (или) 100 аудиторских фирм. Чиновники пытаются успокоить бизнес, уверяя, что ужесточение требований к СРО не приведет к уменьшению количества аудиторов и аудиторских организаций.
Однако никто не знает, как изменится картина, когда членство в СРО станет обязательным как для аудиторов, так и для аудиторских организаций.
Есть ли надежда, что СРО изменит качество аудита к лучшему, а не станет еще одним барьером на пути развития бизнеса?