В перечне поручений правительству, который утвердил Президент, внесение в Госдуму законопроекта, направленного на совершенствование налогового контроля, упорядочение проверок, расширение гарантий соблюдения прав налогоплательщиков, стоит четвертым пунктом, срок— до 1 сентября 2005 г. Но поскольку Минфин уже три месяца занимается реформой налогового администрирования, убеждая бизнес в том, что его пожелания учтены в полной мере, можно ожидать, что с этим поручением чиновники справятся даже раньше. Останутся ли довольны налогоплательщики — большой вопрос.
Ясно, что Минфин по-своему понимает установки Президента. На заседании правительства Александру Шохину даже пришлось взять слово, чтобы высказать претензии бизнесменов к творению Минфина. Алексею Кудрину ничего не оставалось, как пообещать, что до 14 мая законопроект будет доработан (см. «ЭЖ» № 17). Но изменилось ли что-нибудь в предложениях по налоговому администрированию?
Ответ напрашивается сам собой: ничего существенного. Все дискуссионные вопросы были решены не в пользу бизнеса. Даже идея о проведении повторных проверок крупных налогоплательщиков с санкции комиссии, возглавляемой министром финансов, не нашла поддержки у чиновников. Решение о проверке будет принимать руководитель ФНС по представлению межрегиональной инспекции.
Вообще, крупному бизнесу повезло, что называется, по всем статьям. Даже в порядке сдачи отчетности «налогоплательщик, среднесписочная численность работников которого на день представления налоговой отчетности превышает 100 человек, представляет эту налоговую отчетность в налоговый орган в электронном виде...».
Хотя почему только крупному? Если закон будет принят, то под раздачу попадут многие компании, которых п. 2 ст. 80вынудит перейти на сдачу отчетности в электронном виде. Кстати, а готовы ли сами налоговые органы в ближайшее время перейти на электронные формы отчетности?
М. Фрадков, Председатель Правительства РФ: «У меня единственная просьба: чтобы мы не лишили налоговиков достаточных инструментов, рычагов для того, чтобы исполнять функции, предусмотренные законодательством».
Из выступления 28 апреля 2005 г.
Вернемся к налоговым проверкам. Минфин рапортует о том, что перечень истребуемых вне выездной проверки документов закрыт. Но, во-первых, согласно подп. 1 п. 1 ст. 31 НКРФ налоговики вправе требовать не только налоговую отчетность и документы, служащие основаниями для постановки на учет в налоговых органах, исчисления, удержания, приема, уплаты и перечисления налогов и сборов, но и «сведения (информацию), объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления, удержания, приема и своевременность уплаты и перечисления налогов и сборов».
Во-вторых, если при камеральной проверке выявлены существенные изменения показателей представленной отчетности по сравнению с отчетностью предыдущих периодов, несопоставимость показателей, налогоплательщик обязан «представить в письменной форме пояснение по существу данных фактов с приложением подтверждающих выписок из регистров налогового учета и (или) бухгалтерского учета».
Учитывая, что понятие «письменные пояснения» не имеет правового определения, а к категории регистров налогового и бухгалтерского учета относятся любые учетные документы, становится ясным, что объем истребуемой документации не только не сократился, но и расширился.
Что касается случаев, когда налогоплательщик претендует на возмещение налога, то список документов, заканчивающийся словами «другие документы, подтверждающие право…», при всем желании нельзя назвать закрытым.
Так что, с одной стороны, мы имеем заявление Президента о том, что налоговые органы не вправе «терроризировать»бизнес, а с другой — попытку переписать первую часть НК с тем, чтобы облегчить жизнь… нет, не бизнесу — налоговикам.