Правительство решило, что бороться с нелегальным производством бензина можно путем введения акцизов на прямогонный бензин. Но как при этом не загубить нефтехимическую отрасль? Ответа на этот вопрос пока не найдено.
Сейчас Налоговый кодекс предусматривает нулевую ставку акциза по прямогонному бензину. Учитывая, что значительная его часть превращается нелегальными производителями путем добавления присадок в высокооктановый бензин низкого качества, Минфин предлагает установить ставку акциза по прямогонному бензину на уровне ставки, действующей по бензину с октановым числом до «80», то есть 2657руб. за тонну.
Однако прямогонный бензин служит сырьем для производства не только различных сортов бензина, но и нефтехимической продукции— полиэтилена, полистирола, полипропилена. Таким образом, предлагаемые Минфином меры могут серьезно ударить по производителям вполне легальной продукции — полиэтиленовой пленки, пластиковых труб и т. п.
И Минэкономразвития, и Министерство промышленности, принявшие участие в обсуждении данной проблемы на рабочей группе в Госдуме, согласны с тем, что вводить акцизы на прямогонный бензин нужно. Но признают, что для легальных производителей товаров народного потребления в таком случае необходимо разработать механизм вычетов. Дело в том, что они не смогут переложить акцизы на покупателей ввиду наличия у последних импортной альтернативы: людям-то все равно, в какой стране произведен, например, тазик, главное — цена.
Однако представители предприятий сомневаются, что система вычетов сможет спасти нефтехимическую отрасль. И их сомнения вполне оправданны. Все знают, каково у нас получить вычет, например, по НДС: вооружившись кипами документов, предприятиям приходится в буквальном смысле слова отвоевывать свои деньги месяцами.
Но несмотря на все предупреждения относительно того, что введение акцизов приведет к повышению себестоимости продукции, а следовательно, и к росту цен на нее, Минфин не устраивает даже идея вычетов. Так, Сергей Шаталов заявил, что это будет стоить бюджету 9 млрд руб. На вопрос, откуда взялась такая цифра, он ответил, что«это суммы, которые планируется собрать без механизма компенсации».
Хочется спросить: а сколько будет стоить бюджету остановка производства на этих предприятиях, которые исправно платят налог на прибыль, ЕСН, НДС, другие налоги? Может быть, суммы налоговых поступлений от этих предприятий стоит вычесть из запланированных 9 млрд? Тогда выяснится, что свою нефтехимическую промышленность мы угробим за гораздо меньшие деньги.
Но здесь даже более важен другой вопрос: почему государство вновь хочет переложить свои проблемы на бизнес? Борьба с нелегальным производством — это проблема силовых структур, а не предприятий, которые, к своему несчастью, используют прямогонный бензин в качестве сырья. Так может, не стоит пытаться решить проблемы Уголовного кодекса в рамках НК РФ?