9 июня депутаты Госдумы рассмотрят в первом чтении внесенный правительством законопроект «Об Особой экономической зоне в Калининградской области». Проект разрабатывался с ноября 2001 г. Его принятие планировалось в 2004 г. Что же получилось в результате многочисленных доработок? Чем он хорош и в чем его отличие от действующего ФЗ 1996 г.? Кто теперь и с какими проектами сможет работать в Зоне на льготных условиях?
Поставлена благая цель — превратить Калининградскую ОЭЗ из компенсационной (с высокой долей импортозамещающей продукции) в зону, где активно развиваются инвестиционные процессы и создаются конкурентоспособные экспортные производства.
По данным МЭРТ, в течение первых трех лет действия нового законопроекта приток инвестиций обеспечит ежегодный прирост ВРП Калининградской области на10—15%. Доходы населения вырастут в 2 раза, а повысившийся уровень жизни будет сопоставим с с определьными европейскими странами.
В теории новый закон не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета. Во-первых, администрация ОЭЗ будет являться структурным подразделением администрации Калининградской области. Во-вторых, не изменится динамика налоговых поступлений и таможенных платежей от юрлиц, поскольку сохранится действующий таможенный режим. В-третьих, предоставляемые по новому законопроекту льготы не влияют на существующий объем доходов федерального и других уровней бюджета.
Потери доходов будущих периодов во многом будут компенсированы значительным увеличением поступлений от налога на доходы физических лиц, занятых в новом производстве. А также иных платежей, связанных с налогообложением предприятий и предпринимателей, участвующих в предоставлении услуг и поставках продукции для обеспечения деятельности предприятий участниками-инвесторами.
Портрет участника
Им может быть только юридическое лицо, образованное в соответствии с российским законодательством, зарегистрированное в Калининградской области, и производящее товары исключительно на ее территории. В стоимостном выражении основная хоздеятельность на территории области не может быть ниже 70% производимых товаров, работ и услуг. Здесь же должны располагаться основные производственные средства: в стоимостном выражении — не менее 90% собственных и арендованных. 70 и более процентов среднесписочной численности работников организации должны выполнять свои должностные обязанности на территории области. Не менее 70% фонда оплаты труда организации —выплачиваться работникам, постоянно проживающим в Калининградской области.
На проекты в Калининграде не могут рассчитывать лица, уплачивающие налоги в рамках специальных налоговых режимов. А также финансово-кредитные организации, в том числе банки, небанковские кредитные организации, страховые компании и профессиональные участники рынка ценных бумаг.
Инвестиции должны осуществляться в форме капитальных вложений не менее 150 млн рублей в срок, не превышающий трех лет со дня принятия решения о включении в реестр.
Учитываемыми при определении минимальной стоимости проекта видами капвложений являются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на осуществление проектно-изыскательских работ, новое строительство, реконструкцию зданий, приобретение в собственность машин, оборудования, инструментов.
Проект не может быть направлен на:
- добычу сырой нефти и природного газа;
- производство водки, ликероводочных изделий, этилового спирта, табака и табачных изделий, а также других подакцизных товаров по списку, утверждаемому Правительством РФ;
- оказание услуг, связанных с добычей нефти и природного газа;
- оптовую и розничную торговлю;
- ремонт автомобилей, бытовых приборов и предметов личного пользования;
- оказание финансовых услуг.
Исключается приобретение «легковушек», спортивных, туристских и прогулочных судов, а также затраты на строительство и реконструкцию жилых помещений, которые не учитываются в качестве капвложений при определении стоимости.
Заявитель в инвестиционной декларации извещает о цели проекта, общем объеме его финансирования и источниках с указанием размера собственных и заемных средств, с разбивкой по годам. На первые три года необходим график ежегодных объемов инвестиций.
Корректировка условий не может затрагивать цель проекта, график ежегодных объемов инвестиций, снижение их общего объема.
На каких условиях
Для юрлиц, зарегистрированных в Калининградской области и действующих на основании ФЗ 1996 года, в течение десяти лет сохраняется прежний режим. То есть при выпуске для свободного обращения товаров, ввезенных в соответствии с режимом свободной таможенной зоны, пошлины и налоги не уплачиваются, если товары соответствуют установленным критериям достаточной переработки.
По новому закону участники смогут ввозить иностранные товары без уплаты пошлин и налогов, применения запретов и ограничений с учетом установленных особенностей. Режим действует только в отношении иностранных товаров, ввозимых и используемых в области юрлицами, зарегистрированными на ее территории.
Декларантом товаров тоже могут выступать только зарегистрированные на территории области юрлица.
Герман Греф, глава Минэкономразвития РФ:
— Сложно спрогнозировать объем инвестиций за первые 6 лет функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области, когда будет применяться нулевая ставка налога на прибыль. Сейчас динамика прироста инвестиций составляет 12—15% ежегодно.
Производство товаров в Калининграде и последующий вывоз их в другие российские регионы не выгоден, поскольку связан с большими транспортными издержками.
Действующий в Калининграде режим для предприятий, занимающихся сборкой автомобилей, более привлекателен, чем тот, который действует в России в целом.
Товары и продукты их переработки, помещенные под режим свободной зоны, могут потребляться исключительно на территории области.
Под режим свободной таможенной зоны нельзя помещать подакцизные товары, запрещенные к ввозу в Россию и запрещенные к помещению под данный режим . Их перечень утверждает Правительство РФ.
Идентификацию товаров, помещенных под режим свободной зоны для проведения операций по их переработке, осуществляют таможенные органы по заявлению декларанта. Лица, ввозящие товары, обязаны вести их учет и представлять отчетность в таможенные органы.
Для идентификации предусмотрен ряд способов. Это проставление заявителем, переработчиком или должностным лицом таможенного органа печатей, штампов, цифровой или другой маркировки на ввезенные товары; подробное описание ввезенных товаров, их фотографирование, изображение в масштабе; сопоставление результатов исследования проб или образцов ввезенных товаров и продуктов их переработки; использование серийных номеров или другой маркировки производителя.
Режим свободной таможенной зоны может быть завершен либо выпуском для свободного обращения ввезенных товаров или продуктов их переработки, либо их помещением под иной режим в соответствии с Таможенным кодексом.
При выпуске для свободного обращения уплачиваются суммы пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате, если бы ввезенные товары были заявлены к выпуску в день их помещения под «свободную зону».Иностранные большегрузные автомобили, тягачи, тракторы, автобусы, морские и воздушные суда рассматриваются как транспортные средства для таможенных целей при осуществлении международных перевозок между территориями области и иностранных государств, а также перевозок товаров и пассажиров между Калининградской областью и остальной частью России при выполнении следующих условий: транспортные средства зарегистрированы на территории Калининградской области и принадлежат зарегистрированным на территории области российским юридическим лицам.
Правительство РФ оставило за собой право устанавливать ограничения на их пользование и распоряжение, в том числе путем установления предельных сроков использования на остальной части российской территории и определения маршрутов следования.
Таможенное оформление при перемещении этих товаров через таможенную границу осуществляется в упрощенном виде.
Для упрощения проведения таможенных операций по желанию заинтересованных лиц могут применяться специальные технологии, в том числе предусматривающие представление таможенным органам документов и сведений, непредусмотренных ТК РФ.
Таможня выпускает ввозимые товары не позднее 24часов с момента представления необходимых документов и сведений, а также с момента предъявления товаров.
Налоги на прибыль и имущество
Применяется особый порядок уплаты налога в отношении прибыли, полученной в рамках проекта. Условие— ведение участником раздельного учета доходов(расходов) в рамках проекта и от иной хозяйственной деятельности.
В отсутствие ведения раздельного учета налогообложение прибыли от проекта производится в соответствии с главой 25 НК с того квартала, в котором был прекращен такой учет.
Налоговой базой признается денежное выражение прибыли на основании данных раздельного учета доходов от проекта и доходов, полученных в рамках иной хозяйственной деятельности, к которым применяются положения главы 25 НК РФ.
Участник освобождается от налога на прибыль в течение шести календарных лет со дня включения в реестр. С седьмого по двенадцатый календарный год включительно величина ставки налога составит 50%от установленной НК РФ. При этом:
- сумма налога в отношении налоговой базы по налогу на прибыль от реализации проекта, исчисленная по налоговой ставке в размере, установленном ч. 2 п. 1 ст. 284НК РФ, уменьшенной на 50%, зачисляется в федеральный бюджет;
- сумма налога в отношении налоговой базы по прибыли от реализации проекта, исчисленная по налоговой ставке в размере, установленном ч. 3 п. 1 ст. 284 НК РФ, уменьшенной на 50%,зачисляется в бюджет Калининградской области.
Если законом Калининградской области в соответствии с ч. 4 п. 1 ст. 284 НКРФ установлено пониженное значение ставки налога на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков, в число которых входят участники, в отношении налогов, зачисляемых в бюджет Калининградской области, в предусмотренных случаях применяется ставка, уменьшенная на 50%.
Операции по переработке включают: собственно переработку или обработку товаров; изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборку или разборку товаров; ремонт, в том числе восстановление их потребительских свойств; переработку товаров, которые содействуют производству товарной продукции или облегчают его, даже если они полностью или частично потребляются в процессе переработки.
Разница между суммой налога на прибыль организаций в отношении налоговой базы по прибыли от проектов в соответствии с новым ФЗ, которая была бы исчислена участником при неиспользовании особого порядка уплаты налога, и исчисляемой суммой налога в отношении прибыли от осуществления проекта не включается в налоговую базу по налогу на прибыль.
В течение первых шести календарных лет устанавливается нулевая ставка в отношении созданного или приобретенного в рамках проекта имущества (сумма налога исчисляется отдельно).
Какой закон лучше?
ФЗ 1996 года, по мнению Елены Степуры, экономиста из Калининграда, способствовал слишком активному развитию импортозамещающих производств, характеризующихся низкой добавленной стоимостью. Излюбленным производством стала сборка техники из готовых импортных узлов — автомобилей и бытовой техники. Имеет место также склейка подложки и верха ковровых покрытий, сварка корда и резины (на выходе получаются автомобильные шины), сборка мебели, упаковка куриных окорочков.
Низкая добавленная стоимость, производимая в регионе, привела к ряду серьезных последствий: бюджетному дефициту, ужасающему дефициту торгового баланса, расцвету теневого сектора.
Импортозамещением объясняется низкий приток инвестиций: вкладывать деньги в нормальные предприятия стало невыгодно. При этом само импортозамещение невлечет никаких всплесков инвестиционной активности. Сборочные производства не требуют больших вложений, часто существуя на базе отверток или бывшего в употреблении оборудования.
Внесенный законопроект, по мнению калининградских предпринимателей, не выдерживает критики.
Как быть — принимать новый закон или дорабатывать старый, — сказать трудно. Сегодня ни тот, ни другой не обеспечат выполнение поставленных целей, поскольку не имеют механизма реализации.