Вносить каждый месяц взносы на капитальный ремонт своего многоквартирного дома мы будем обязаны независимо от того, когда этот самый капремонт случится.
Законопроект о создании региональных (возможно, муниципальных тоже) фондов финансирования капитального ремонта многоквартирных домов (МКД) ко второму чтению в Государственной думе обрел новое положение, предусматривающее ответственность за неуплату платежей на капремонт МКД.
Принятый в первом чтении вариант законопроекта только предусматривал обязанность собственника жилья отчислять деньги каждый месяц на общедомовой капремонт. Теперь предлагается ввести административную ответственность за неуплату — за просрочку платежа платить пени в размере 1/300 ставки рефинансирования. Штраф мизерный, тем не менее это — наказание, способное накапливать неустойку до весьма ощутимых размеров.
Госстрой восстал из пепла Росстроя
Помимо этого авторы дополнений законопроекта ко второму чтению считают важным максимально подробно прописать процедуры сбора средств населения и использования собранных накоплений. С этой целью Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, возрожденное в мае этого года снова внутри Минрегионразвития, но названное Госстроем вместо прежнего Росстроя, при поддержке группы депутатов, обладающих в отличие от ведомства правом законодательной инициативы, предлагает дополнить Жилищный кодекс РФ новым разделом «Организация проведения капремонта общего имущества многоквартирных домов». Согласно этому дополнению собранные с населения средства можно будет размещать на номинальном счете в государственном банке или передать региональному оператору. Региональных операторов в виде некоммерческих организаций создадут власти субъекта Федерации. Региональные операторы должны будут учитывать средства на индивидуальном счете каждого дома.
Однако эксперты рынка жилищных и коммунальных услуг опасаются, что может сработать принцип «общего котла», о чем не раз предупреждала и депутат Государственной думы Галина Хованская. Получится так, что накопления жильцов новых домов пойдут на ремонт старых зданий, а очередность последующих ремонтных работ будут устанавливать региональные или муниципальные чиновники. Хорошо если на основании мониторинга, а не по собственному уразумению, что часто граничит с личным усмотрением по настроению, зависящему от множества факторов.
Схема накоплений через региональных операторов похожа на финансовую пирамиду, которая способна рухнуть в любой момент, считает аналитик фонда «Институт экономики города» Дмитрий Гордеев. По его словам, никто не скажет, сколько будет денег у регионального оператора через 10—15 лет и хватит ли их на ремонт домов, которые еще числятся в новых. Эксперт считает, что лучше было бы создать федеральное или региональное гарантийное агентство, которое будет выступать поручителем по кредитам, взятым ТСЖ или УК на ремонт дома.
Пока рождаются смелые законодательные инициативы и начинаются жаркие дискуссии вокруг них, неминуемо приближается время, когда в наших ежемесячных «жировках» появится еще одна строка с платежом, который депутат Г. Хованская называет ничем иным, как новым видом налога. А суммы поборов, известно, всегда тяготеют к росту. Это видно даже по таблице федерального стандарта расчетной стоимости капитального ремонта жилого помещения в МКД в текущем трехлетнем бюджетном периоде. Кстати, федеральный стандарт предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц тоже растет «акселерат» не хилый: 2011 г. — 81,2 руб., 2012 г. — 88,3, 2013 г. — 96 руб.
В Уфе действует единый фонд капремонта МКД
Между тем в стране есть примеры создания местных фондов капитального ремонта (МКД). К примеру, в Уфе городской объединенный фонд капремонта жилых домов действует с весны 2006 г. О его работе представители городской администрации рассказали на совещании по вопросам реформирования ЖКХ, проведенном в Ростове-на-Дону Всероссийским советом местного самоуправления (ВСМС).
С апреля 2006 г. по 1 января 2012 г. на средства жителей и деньги из городского бюджета в общей сумме свыше 2 млрд руб. отремонтировано 1770 многоквартирных домов. В них проводился выборочный капитальный ремонт с заменой наиболее обветшавших внутридомовых инженерных систем или отдельных конструктивных элементов жилого дома. В 2012 г. на ремонт 321 МКД направлено 454 млн руб. Составлен Адресный титул капитального ремонта МКД на период до 2024 г.
Учет собираемых с населения денежных средств ведется по каждому дому, что позволяет следить за состоянием средств собственников на ремонт, а также сумм, предоставленных собственниками на возвратной основе в единый городской фонд капитального ремонта.
На основе полученного опыта и с учетом изменений в федеральном законодательстве в ноябре 2009 г. депутаты Совета городского округа «город Уфа» в ноябре 2009 г. подкорректировали Адресный титул капитального ремонта МКД на период до 2024 г. Так, отныне за счет средств городского единого фонда не осуществляется:
- ремонт крыш;
- ремонт внутридомовых систем тепло- водо- и электроснабжения, водоотведения;
- разработка проектно-сметной документации при капитальном ремонте по этим видам работ.
Это позволяет не только экономить средства, но и стимулирует у собственников жилья в МКД бережное отношению к общедомовой собственности.
В муниципалитете Уфы говорят, что наличие единого городского фонда по капремонту МКД не решает все проблемы, но позволяет избежать возникновения социальной напряженности даже по отдельно взятому многоквартирному жилому дому. А острые ситуации возникают по причине низкой платежеспособности собственников квартир. Из-за этого расчетные суммы сбора в несколько раз меньше фактических.
ВСМС намерен провести до конца года еще несколько совещаний по реформе ЖКХ, чтобы в разных городах страны люди могли познакомиться с передовой практикой.
к сведению
Общая площадь многоквартирного фонда в стране — около 2,8 млрд кв. м.
В 2007—2011 гг. государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» направила на капитальный ремонт МКД почти 300 млрд руб.
За последние 20 лет в среднем по России физический износ котельных составил 55%, коммунальных сетей водопровода — 65%, канализации и тепловых сетей — 63%, электрических сетей — 58%, водопроводных насосных станций — 65%, канализационных насосных станций — 57%, очистных сооружений водопровода — 54% и канализации — 56%.
По экспертным оценкам, на ремонт МКД и инфраструктуры ЖКХ в предстоящие 5—10 лет надо направлять не менее 2 трлн руб. каждый год.
Сведения о начисленных и собранных суммах на капитальный ремонт с собственников жилых помещений в 2006—2011 гг., тыс. руб.
Годы |
Начислено |
Собрано |
2006 |
256 608 |
246 940 |
2007 |
271 495 |
273 141 |
2008 |
221 996 |
224 900 |
2009 |
339 830 |
336 618 |
2010 |
350 234 |
347 682 |
2011 |
409 446 |
404 002 |
Источник: ВСМС
Сводка о выполненных работах в Уфе на средства единого городского фонда капремонта в 2006—2011 гг.
Виды ремонта |
Количество объектов |
Система водоснабжения и водоотведения |
974 |
Замена и ремонт кровли |
374 |
Система электроснабжения |
161 |
Система центрального отопления |
54 |
По всем видам ремонта и замены |
107 |
Источник: ВСМС