Государственная программа поддержки малого бизнеса постоянно модернизируется, и сегодня каждый человек, желающий начать свое дело, может найти в ее рамках нужный инструмент поддержки, уверяет глава департамента развития малого и среднего предпринимательства МЭР Наталья Ларионова. Сами представители малого бизнеса более скептически оценивают эффективность усилий государства, нацеленных на их поддержку.
Программа поддержки малого бизнеса в годы кризиса стала особенно заметным инструментом стимулирования развития предпринимательства, когда малые компании столкнулись со сложной ситуацией в сфере кредитования, подчеркнула г-жа Ларионова в своем выступлении в РИА «Новости» на этой неделе. Вместе с тем Программа развивается, она каждый год модернизируется, подстраивается под нужды предпринимателей.
Если в 2009 г. основной акцент Программы был поставлен на борьбу с безработицей, то сейчас у нее другое лицо. Она в большей степени ориентирована на предприятия промышленного, производственного сектора, на компании, которые вкладывают средства в модернизацию производства, приобретение нового оборудования, внедрение современных технологий. Часть Программы специально настроена под инновационные фирмы.
«Каждый человек, который хочет начать свой бизнес или уже ведет его, я абсолютно уверена, найдет нужный ему инструмент поддержки в этой программе», — оптимистично заявила руководитель департамента развития малого и среднего предпринимательства МЭР.
Сегодня Программа реализуется в 82 регионах. Сейчас к ней подключился ряд субъектов Федерации, в которых власти действительно проводят очень активную экономическую политику, реализуют широкий спектр инструментов поддержки малого бизнеса.
«Кто может прийти к нам? Любой человек, который хочет создать свое дело. Наверное, уже стала привычной цифра 300 000 руб. на поддержку малого бизнеса. Это субсидии, которые предоставляются по линии Минэкономразвития. Действительно, в регионах постоянно проходят конкурсы, эти мероприятия пользуются стабильным интересом. Везде разные отраслевые акценты, которые зависят от специализации регионов. Где-то больше внимания уделяют сельскому хозяйству, где-то — лесопереработке, где-то — инновационным компаниям. Такие конкурсы проводятся в этом году в 56 регионах», — констатировала Н. Ларионова.
Для граждан, которые уже открыли свое дело и нуждаются в средствах для его дальнейшего развития, существует программа микрофинансирования. Это кредиты до одного года на сумму до 1 млн руб. Обычно они востребованы предприятиями в сфере бытовых услуг, фирмами, в которых выражена сезонность, компаниями, которые столкнулись с неожиданными проблемами. Ставка такого кредита не может превышать 10%.
Если компания выросла и нужны средства в размере более 1 млн руб., предприниматель может обратиться в систему гарантийных фондов. Она действует в 80 регионах. Общий объем системы гарантирования составляет 30 млрд руб., поддержанных кредитованием в размере 120 млрд руб. Эти средства предназначены для тех малых компаний, у кого не хватает залоговой массы, но банк оценивает их проекты как перспективные. Для МЭР в таких случаях определяющим является мнение именно банка. Если он оценивает проект позитивно, то государство подставляет свое плечо.
Всего в этом направлении, по словам г-жи Ларионовой, работают (с учетом филиалов) около 1000 банков. В каждом регионе, как правило, существует около десяти банков-партнеров, которые участвуют в программах поддержки малого бизнеса.
В целом, по оценке Министерства экономического развития, наблюдается весьма радужная картина государственной поддержки малого бизнеса в нашей стране. Наверное, было бы несправедливо не заметить безусловные успехи в развитии малого бизнеса в России последние годы. Но и утверждать, что любой гражданин, пожелавший начать свое дело, получит государственную поддержку, тоже было бы, мягко говоря, нереалистичным.
«Процедура получения субсидии на создание малого предприятия очень затянута и бюрократизирована, — с сожалением замечает директор московской консалтинговой компании „АБК+“ Ольга Завьялова. — Чтобы получить средства в размере 300 000 руб., мне пришлось потратить 1,5 года. Я посещала специальные занятия, чтобы подготовить бизнес-план, но, тем не менее, его содержанию в начале ошибочно присвоили недостаточное количество баллов, и лишь спустя некоторое время экспертная комиссия вынесла объективное заключение».
«Не лучше обстоят дела и с взаимодействием с профильными органами власти, которые оценивают ход выполнения моего бизнес-плана, особенно смету расходов. Она составляется заранее, и в процессе работы нельзя менять какие-либо пункты. А ведь условия работы сейчас очень быстро меняются. В результате мне два раза пришлось обращаться к руководителю соответствующего департамента, чтобы получить разрешения на небольшие перемены в направлениях расходов средств, иначе мне грозили санкции за нецелевое использование денег», — продолжает О. Завьялова.
«О перипетиях малого бизнеса, в которые он попадает при попытках получить государственную поддержку, можно написать целые тома, — считает председатель Коллегии адвокатов «Вашъ Юридический Поверенный» Константин Трапаидзе. — Где-то, например, в Татарстане, Самарской области, в Москве дела с господдержкой обстоят лучше. Там работают департаменты поддержки малого бизнеса, которые подходят к делу в основном неформально и успешно осваивают выделенные государством бюджеты в хорошем смысле».
«Основная проблема тут заключается в том, что чиновники на региональном и муниципальном уровне зачастую не понимают, что малые предприниматели, создавая свои компании, снимают с государства нагрузку, связанную с созданием рабочих мест и выплатой зарплаты, — констатирует г-н Трапаидзе. — Ну и, конечно, начинает работать принцип „своя рубашка ближе к телу“. Отсюда попытки чиновников получить взятки при выделении субсидий или кредитных средств по низким ставкам».
Не радуют и оценки эффективности государственной поддержки малого бизнеса, которые прозвучали от малых предпринимателей в ходе исследования, проведенного ОПОРОЙ России.
Так, из общего числа опрошенных в ходе исследования руководителей малых компаний лишь 1,2% имеют опыт успешного сотрудничества с гарантийными фондами (их заявка на поддержку проекта развития бизнеса была удовлетворена).
Большая часть представителей малого бизнеса негативно оценили результаты государственной поддержки в целом. По мнению 22% респондентов, региональная администрация вообще не уделяет никакого внимания развитию малого бизнеса, 31% отметили, что внимания этой проблеме власти уделяют недостаточно. По словам 26% предпринимателей, региональные органы власти уделяют внимание развитию малого бизнеса, но не всегда достаточное. И лишь 5% респондентов полагают, что развитие малого бизнеса является одним из приоритетов региональной администрации.
И, наконец, лишь каждое десятое малое предприятие на практике участвует в каких-либо государственных программах поддержки малого бизнеса. Так что до повального участия малых компаний в государственных программах нам еще шагать и шагать.