Относительно спокойный период, последовавший за объявлением председателя Европейского центробанка Марио Драги, что ЕЦБ все-таки будет выкупать облигации проблемных стран, продлился всего-то две недели. Сложности возникли ровно такие, о каких предупреждали буквально все аналитики.
Одно дело — выкуп долгов и совершенно другое — не делать новые займы, точнее говоря, не увеличивать общую долговую нагрузку. Чтобы инвесторы чувствовали доверие к государству, чьи бумаги они покупают, объясняют аналитики UBS, государство должно предложить им хотя бы что-нибудь кроме этой бумаги, какие-то экономические достижения или хотя бы перспективы. Но сейчас именно те страны, чьи бюджеты обременены наибольшими долгами, занимаются тем, что «убивают» свои экономические перспективы, стремясь во исполнение договоренностей с евробюрократией во что бы то ни стало сократить бюджетные дыры.
В этой деятельности нужно было бы иметь поддержку народа, точнее, избирателей. Но рассчитывать на сознательность европейцев, как выясняется, не приходится. И в Греции, и в Испании, и в Португалии население вышло на демонстрации. Тема — единственная: население не хочет лишаться тех благ, к которым привыкло за время жизни в долг. Люди против бюджетных сокращений, без которых не будет европейской помощи, без которой та же Испания не расплатится с долгами, и так далее.
Заодно в Барселоне прошло мощное выступление сепаратистов. Каталония при всех общеиспанских сложностях обычно заявляет, что не желает кормить остальную страну и что если бы была независима, то у нее таких проблем не было бы. Всерьез в независимость Каталонии никто не верит, но настроение у инвесторов портится.
Последствия не заставили себя ждать: рынки пошли падать, причем испанский «в моменте» упал почти на 5%, а немецкий — на 2%, а очередное размещение десятилетних испанских облигаций, как нарочно пришедшееся на день демонстрации, прошло по ставке, снова приблизившейся к критическим 6%.
Но особенно скверное положение дел, разумеется, в Греции: буквально в тот самый момент, когда новый премьер-министр страны Антонис Самарас обсуждает с тройкой кредиторов (Европейский ЦБ, Международный валютный фонд и Еврокомиссия) очередной пакет помощи на 15 млрд долл., выходит макроэкономическая статистика, по которой ситуация в экономике Греции не просто плохая, а катастрофическая. Бюджетный дефицит, возможно, достигает 20% — в то время как по условиям Европы он не должен быть больше 6%.
И тут еще начинается общенациональная забастовка. В организации подобного рода мероприятий греки вне конкуренции, вся страна на сутки погружается в сплошную сиесту. На сей раз сиеста была еще и с развлечениями в виде метаний камушков и других энергичных действий демонстрантов.
Причиной выступлений было решение правительства повысить пенсионной возраст в стране до 67 лет, а также в очередной раз лишить государственных служащих разного рода благ. Это уже третий круг сокращений бюджетных расходов, и, по наблюдению представителей МВФ, Греция постепенно погружается в бедность.
На этом фоне даже не слишком удивительными были слова Кристин Лагард, директора-распорядителя МВФ, о том, что кредиторы Греции должны были бы начать списания ее долгов. Аналитки немедленно съехидничали, что госпожа Лагард, как руководитель одного из наиболее крупных кредиторов Греции, могла бы начать с того, чтобы списать именно эти долги.
Аналитики «Сити» пишут, что ситуацию может решить только прямое управление финансами проблемных стран извне, чтобы в числе прочего отвести от местных политиков гнев беднеющего населения. Но решиться на такие меры куда сложней, даже чем выделить триллион евро на выкуп облигаций. Причем те же аналитики пока не сняли свой прогноз о выходе Греции из зоны евро уже этой зимой.