Глава Минэкономразвития Андрей Белоусов с коллегами, подчиненными и представителями бизнеса обсудили дорожную карту, которая поможет создать лучшую в мире систему регистрации собственности.
Российская система регистрации собственности занимает 45-е место в рейтинге Doing Business. И хотя это самый высокий из показателей удобства ведения бизнеса в стране (по некоторым показателям мы ниже 170-го места), из полумиллиона людей, каждый день стоящих в очередях и пытающихся подать заявления на регистрацию прав собственности, вряд ли кто-нибудь это оценит.
Что это? Чье это? Где это?
Необходимость самостоятельно добывать и представлять регистраторам множество документов из разных источников, низкая пропускная способность территориальных служб Росреестра и их противостояние с кадастровыми палатами делает процедуру регистрации накладной для граждан и создает дополнительные издержки предпринимателям. Об этом говорилось в минувший вторник на заседании коллегии Минэкономразвития России.
Недостоверность реестра объектов недвижимости, а также отсутствие механизма ответственности и возмещения за утрату прав собственности делают права ее владельцев весьма зыбкими.
По словам и.о. руководителя Росреестра Натальи Антипиной, в настоящее время в государственный кадастр недвижимости включены сведения о 130 млн объектах недвижимости, при этом у 29 млн земельных участков не определены границы. Отсутствие точных границ ведет к большому количеству споров и затрудняет поиск свободных земельных участков. На 21% государственных и муниципальных земель РФ не сформированы земельные участки. Это приводит к трудностям при реализации инвестпроектов, связанным с выделением земельных участков, особенно в тех случаях, когда государственная собственность на земли не разграничена с муниципальной.
Руководитель Федеральной налоговой службы России Михаил Мишустин пожаловался, что отсутствие в кадастре, который должен отвечать на вопросы «что это?», «чье это?», «где это?» и «сколько это стоит?», сведений об инвентаризационной оценке имущества, зарегистрированного по «дачной амнистии», ведет к потере местными бюджетами в общей сложности целого миллиарда рублей.
План исправлений
А. Белоусов обозначил направления работы, которые должны исправить ситуацию и привести нашу экономику в пятерку лучших практик рейтинга по показателю простоты регистрации собственности:
- формирование достоверного (качественного и полного) Единого реестра объектов недвижимости;
- сокращение количества процедур до одной процедуры;
- сокращение сроков кадастрового учета и государственной регистрации прав до одной недели;
- создание технологий, препятствующих увеличению затрат клиентов системы;
- минимизация бумажного документооборота и перевод услуг преимущественного в электронный вид при условии сохранения комфортных условий оказания услуг социальным группам населения и малому бизнесу;
- повышение статуса государственного регистратора и его ответственности за совершаемые действия;
- создание механизмов компенсации ущерба в полном объеме в случае утраты собственности и (или) возникновения иных рисков у клиентов;
- повышение информированности клиентов системы о способах и формах получения услуг.
Эти направления сформулированы в дорожной карте «Оптимизация процедур регистрации собственности», разработанной предпринимателями в сотрудничестве с Минэкономразвития России на площадке Агентства стратегических инициатив.
Согласно карте, которую министр охарактеризовал как готовую к исполнению, уже в 2015 г. регистрация собственности для правообладателя будет состоять из всего одной процедуры — подачи документов. Правда, при условии, что поправки в ГК РФ, вводящие нотариальное заверение сделок с участием граждан, не будут приняты. При этом время ожидания в очереди сократится до 10—15 минут и до 70% услуг Росреестр будет оказывать через Интернет.
Мероприятия карты в основном заключаются в разработке и принятии нормативных правовых актов, направленных на то, чтобы кадастровый учет и регистрация прав объединились в одну учетно-регистрационную процедуру. А так же на то, чтобы документы на регистрацию можно было подать экстерриториально: в любом офисе вне зависимости от места нахождения объекта недвижимости, в том числе через интернет.
Формы актов разрешения на строительство и ввода в эксплуатацию должны измениться таким образом, чтобы они включали все сведения, необходимые для учетно-регистрационных процедур. А сведения о кадастровом учете должны будут включать информацию об обременении земельных участков линейными сооружениями (трубопроводами, линиями связи и т.п.).
Расширение уже действующего межведомственного взаимодействия должно привести к возможности в некоторых случаях осуществлять регистрацию прав без участия заявителя. Например, ставить объект на кадастровый учет на основании предоставленного в порядке такого взаимодействия разрешения на его ввод в эксплуатацию. Или регистрировать переход права на недвижимость наследникам на основании представленных нотариусом сведений о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Большая часть мероприятий карты посвящена повышению качества сведений о недвижимости, содержащихся в учетно-регистрационной системе. С этой целью, возможно (во всяком случае, в карте это мероприятие обозначено), за счет средств федерального и региональных бюджетов будут проведены кадастровые работы по уточнению границ земельных участков в массовом порядке. Министр поддержал предложения, высказанные участниками коллегии, о мотивировании владельцев собственности решать проблему определения границ самостоятельно.
Дорогая ответственность
Наиболее спорный вопрос карты — повышение ответственности за потерю прав собственности. Решать его собираются, во-первых, за счет работы с кадрами: повышения зарплаты регистраторов до уровня среднечиновничьей, проверки уровня профессиональных знаний, обучения и ведения реестра регистраторов, отражающего факты их недобросовестности. Во-вторых, развивая механизмы компенсации потерь пострадавших.
Предприниматели, формировавшие дорожную карту, единодушно возражают против такой меры повышения ответственности, как обязательное нотариальное заверение сделок с объектами недвижимости, одной из сторон в которых являются граждане. По этому вопросу министерство склонно поддержать бизнес. Однако, в правительстве преобладает точка зрения о целесообразности этой меры. Альтернативным решением, с точки зрения создателей карты, могло бы быть создание компенсационного фонда регистраторов, из которого ущерб от потери прав мог бы компенсироваться в полном объеме. Но наполнять его также как фонд оплаты труда регистраторов планируется за счет платы, взимаемой с заявителей. Уже к концу года Росреестр должен подсчитать, во сколько нам и государству обойдется путь к удобству регистрации собственности.