Приказ ФАС России от 20.07.2012 № 490 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по контролю за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и результатом которых может являться ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка»
Зарегитсрирован Минюстом России 18.09.2012 № 25487
Вступит в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования. На момент подписания номера в печать документ официально не опубликован
ФАС России вслед за другими органами исполнительной власти утвердила Регламент предоставления государственной услуги по регулированию рынка естественных монополий: пресечению действий в отношении субъектов естественных монополий или с их участием, которые могут нарушить права и законные интересы потребителей товара, а также пресечение сдерживания обоснованного перехода рынка из состояния естественной монополии в конкурентный рынок. Новым Регламентом предусмотрен алгоритм действий органов ФАС России и заявителей при подаче и рассмотрении следующих видов ходатайств и уведомлений:
• ходатайства о даче согласия на совершение сделки, в результате которой субъект естественной монополии приобретает право собственности (право пользования) основными средствами, не предназначенными для производства и реализации товаров, на которые распространяется действие положений законодательства о естественных монополиях. При этом речь идет об основных средствах, балансовая стоимость которых превышает 10% собственного актива субъекта естественной монополии. Такое ходатайство представляет в орган ФАС России субъект естественной монополии;
• ходатайства о даче согласия на инвестирование субъектом естественной монополии производства или реализации товаров, которые не регулируются положениями законодательства о естественных монополиях, если стоимость таких товаров превышает 10% собственных активов субъекта естественной монополии. Заявителем выступает субъект естественной монополии;
• ходатайства о даче согласия на совершение сделки, в результате которой сторонний хозяйствующий субъект приобретает право собственности (владения, пользования) частью основных средств субъекта естественной монополии, которые предназначены для производства (реализации) товаров, регулируемых законодательством о естественных монополиях. При этом стоимость таких основных средств превышает 10% от стоимости собственного имущества субъекта естественной монополии. Ходатайство в орган ФАС России представляет субъект естественной монополии;
• уведомления о совершении сделки, в результате которой лицо (группа лиц) приобретает более чем 10% голосов от общего числа голосов, приходящихся на все акции или доли, составляющие уставный (складочный) капитал субъекта естественной монополии. Аналогичные правила распространяются на уведомления о любом изменении количества принадлежащих такому лицу или группе лиц голосов. Уведомление в орган ФАС России подает соответственно лицо или группа лиц, приобретающих указанные выше права;
• уведомления о совершении субъектом естественной монополии сделки, в результате которой он приобретает акции (доли) в уставном (складочном) капитале стороннего хозяйствующего субъекта, если на такие акции (доли) приходится более 10% голосов от общего числа голосов акционеров (участников) такого хозяйствующего субъекта. Такое уведомление представляется и в случае любого изменения количества приобретенных субъектом естественной монополии долей или акций. Уведомление в орган ФАС России представляет субъект естественной монополии.
Регламентом предусмотрен общий срок для рассмотрения представленных ходатайств и уведомлений — 30 дней со дня, следующего за днем получения ходатайства или уведомления антимонопольным органом (п. 2.16, 3.35 Регламента). Срок может быть продлен до 60 дней (п. 2.17, 2.18 Регламента). Каких именно — рабочих или календарных — в Регламенте не сказано.
Ходатайства (уведомления) составляются в письменном виде в произвольной форме и заверяются подписью заявителя. К ходатайству или уведомлению прилагаются также сведения и документы на бумажном носителе или в электронном виде (п. 3.17 Регламента). Полный перечень таких документов для каждого из ходатайств и уведомлений также установлен в Регламенте (п. 3.18 и 3.19).
Результатом оказания госуслуги является одно из двух решений: об удовлетворении ходатайства или об отказе в удовлетворении ходатайства. Принятое антимонопольным органом решение о даче согласия на совершение сделки прекращает свое действие через год после его принятия, если в течение этого периода соответствующая сделка не заключена (п. 3.45 Регламента).
В Регламенте достаточно подробно урегулирована процедура досудебного обжалования решений, действий или бездействия антимонопольных органов и их должностных лиц (раздел 5 Регламента).