Ходить по темным или освещенным улицам? Приедут вовремя пожарные и будет ли чем бороться с огнем? Ответы на эти и массу других житейских вопросов зависят от того, как складываются, казалось бы, далекие от граждан, непростые межбюджетные отношения.
До сих пор расходы местных бюджетов не соответствовали потребностям муниципальных органов власти по обеспечению полномочий, закрепленных за ними федеральными законами. Ситуация в большинстве муниципалитетов оставляет желать лучшего, а бюджеты их в последние годы фактически представляли собой ведомости на выплату зарплаты.
Решит ли проблемы реформа местного самоуправления? А работы — непочатый край. Все поселения, муниципальные районы и городские округа должны сформировать свои бюджеты. Необходимо создать и законодательные условия для финансового обеспечения их деятельности: определить единый порядок и систему формирования бюджетов для каждого типа МО в соответствии с расходными полномочиями. Пока же Федеральным законом № 131 установлены источники, формирующие собственную налоговую базу МО. Да вот беда: их достаточность внушает серьезные сомнения.
В результате реформирования бюджетной системы, по оценкам Конгресса муниципальных образований РФ, местные бюджеты потеряли в качестве доходных источников, гарантированных ранее федеральными законами, 50% налога на имущество юридических лиц, 2% налога на прибыль, акцизы, с 50 до 40% снизилась доля налога на доходы физических лиц, закрепляемая за местным самоуправлением. По разным типам МО не будет хватать от 40 до 60% необходимых финансовых средств.
МО предоставляется право самим устанавливать нормативы, в соответствии с которыми осуществляются расходы для решения вопросов местного самоуправления, и определять направления расходования собственных средств, исходя из перечня полномочий, установленных ФЗ № 131.
В ходе преобразований собственная налоговая база местных бюджетов уменьшилась, и это закрепляет их дотационность. На местах считают, что оптимальным было бы увеличение налоговых доходов, закрепленных за МО на постоянной основе, прежде всего в части налога на доходы физлиц и налогообложения малого бизнеса.
Очевидно, что перераспределение полномочий повлечет дополнительные административные расходы. Без организационных, кадровых и других мероприятий не запустить механизм функционирования Федерального закона о местном самоуправлении. Но кто будет финансировать их?
Большие надежды возлагаются на формирование фондов финансовой поддержки муниципальных образований, но пока нет критериев, при которых обязанность субъекта РФ по выравниванию бюджетной обеспеченности является выполненной. Не разработаны и критерии распределения средств из этих фондов по МО.
Именно необходимостью приближения власти к населению обосновывалась потребность в проведении реформы местного самоуправления. Но что даст это людям, если власть не будет располагать финансовыми возможностями для решения насущных вопросов, таких, к примеру, как достойные зарплата и социальные пособия, освещение улиц, обеспечение мер пожарной безопасности?