Территория инкогнито

| статьи | печать

Никто сегодня не может однозначно ответить на вопрос: какую долю ВВП формирует логистика в России? Как бы банально ни звучало, но спрос на логистические услуги вызван ростом экономики и усилением конкуренции на потребительских и промышленных рынках. Уже сейчас предприниматели столкнулись с тем, что недостаточно складских помещений, не развита транспортная инфраструктура и катастрофически не хватает квалифицированных кадров в этой области. Спрос со стороны бизнеса на профессионалов-логистов огромен. Конечно, проблемы постепенно решаются, но медленно. Как говорится, под лежачий камень… Выработать единые позиции по уровню требований подготовки логистических кадров попытались представители бизнес структур с представителями обучающих организаций.

Кто он?

Логист экономит на затратах, оптимизирует их. Он выбирает из существующих способов доставки товара самый выгодный. Просчитывает, что лучше для предприятия: самому заниматься транспортировкой или, наоборот, избавиться от неэффективных или непрофильных бизнес-процессов, то есть передать свои полномочия в аутсорсинг. В России уже есть примеры промышленного аутсорсинга. Одни компании: «М.видео», «ТехноСила», Ford, METRO,«Евросеть», «Связной» — передают свои полномочия сторонним компаниям, специализирующимся на логистике. Другие: «Копейка», «Виктория», IKEA, «Перекресток», «Лаверна», «СпортМастер» — развивают свои собственные складские проекты.

Управление цепями поставок контролирует следующие 8 ключевых процессов:

  • Сustomer Relationship Management (CRM) — управление взаимоотношениями с клиентами;
  • Customer Service Management — управление процессами обслуживания клиентов;
  • Demand Management —управление спросом;
  • Order Fulfillment — управление заказами;
  • Manufacturing Flow Management — управление производством;
  • Procurement или Supplier Relationship Management —закупки или управление взаимоотношениями с поставщиками;
  • Product Development and Commercialization — разработка продукта и методов его продвижения;
  • Returns — управление возвратами товаров.

Таким образом, перед логистами ставятся задачи по координации и управлению всеми 8 звеньями в цепочке.

Лидерами 3PL-провайдинга в России являются Национальная логистическая компания и FM Logistic(Франция).

Этому не учат в институте

Логистов в российских вузах не готовят. И поэтому на эту должность приходили бывшие складские работники, пока образование было не главным. Работодатели видели на этой позиции в первую очередь человека, способного анализировать и принимать решения в стрессовых ситуациях. Единственным реальным путем увеличения предложения специалистов по логистике на рынке была ускоренная подготовка менеджеров. Но содержание этих краткосрочных программ и уровень подготовки, не говоря уж о качестве преподавания, мало соответствовали мировым образовательным стандартам. Учебных заведений, готовящих специалистов в области логистики, крайне мало. К ним относятся: ГУ ВШЭ, МАДИ; центры краткосрочного обучения — Координационный совет по логистике (КСЛ), ИТКОР, УТЦ «Эксперт», «КИА-центр». В этом году состоятся первые вузовские выпуски по специальности «логист». По мнению специалистов, прибавление в семействе профессионалов навряд ли выравняет ситуацию.

Мнение

Виталий Бражкин, директор по логистике компания ООО «ПежоРус авто»:

— Выпускники вузов пока не умеют принимать решения, не чувствуют положения на рынке.

Откуда ноги растут

Руководители предприятий наяву столкнулись с той логистикой, которой учат у нас. Практика показала, что в России — дефицит преподавателей. С программой, разработанной Министерством образования РФ, многие учебные заведения попросту не справляются. Тогда они подогнали программу под «свой» уровень. А их уровень знаний далеко не соответствует установленным стандартам. Большинство книг, которые рекомендованы в качестве методического материала, без надобности пылятся на полках. Эта учебная литература скорее всего напоминает машинный перевод или беллетристику.

Итог: нет специалистов, потому что нет профессиональных преподавателей в области логистики. Нет преподавателей, потому что в стране нет учебников по логистике.

Мнение

Николай Титюхин, генеральный директор «КИА-центра»:

— В России непопулярны логисты, потому и не торопятся выводить их на уровень менеджмента. Многие привыкли видеть кладовщиком бабушку в валенках. Необходимо повышать статус специалиста по логистике, а не держать его на задворках, не допуская к планированию. Решить вопрос с кадрами можно, когда в преподаватели придут практики, а не теоретики.

Восток и Запад: они учат нас, а мы — их

Что до зарубежных компаний, то у них также специалисты по логистике приходили из других профессий. Десять лет назад при открытии представительства иностранной компании на работу приглашались инициативные молодые люди с приятной внешностью и хорошим иностранным языком. Еще одна особенность этого сектора труда связана с тем, что молодые специалисты с профильным образованием имеют реальную возможность сделать карьеру за несколько лет.

Позиция западных компаний — формировать кадры из людей, умеющих принимать решения.

Выпускник вуза в логистической компании может рассчитывать максимум на место транспортного координатора. На этом этапе можно проконтролировать специалиста, увидеть, способен ли он принимать решения. Оказалось, что в наше время на рынке труда нет грамотных кладовщиков и бригадиров. Проанализировав, какие требования предъявляют компании к специалистам среднего звена, можно прийти к выводу, что лучше воспитывать и растить их самим. Почему? Российские компании неохотно берут специалистов со средним техническим образованием. Но в то же время забывают о том, что человек с высшим образованием желает получить более престижное место.

Мнение

Артур Длубак, директор департамента по управлению цепочками поставок компании «Перекресток»:

— На Западе мы сами готовим специалистов в области логистики. Лучше работать со студентами 2—3-го курсов, которые одновременно проходят стажировку и обучение.

Однако в западных компаниях не считают зазорным брать выпускника среднего специального заведения, но с базовой подготовкой по менеджменту, складскому хозяйству, знающего основы трудового законодательства, коммерческого, юридического права и английский язык. О личных качествах речь пока не идет, потому что лидера трудно найти.

Некоторые российские учебные центры последовали опыту коллег. Программа обучения построена так, что с первых месяцев организована стажировка в западных компаниях. Правда, их студенты — люди самостоятельные, с определенным уровнем дохода, получают второе высшее образование, а не первое и соответственно начинают карьеру как минимум в должности начальник отдела.

Мнение

Елена Гордеева, директор по логистике компании «Леруа Мерлен»:

— Как клиент, я заинтересована в специалистах узкого профиля. Они смогут меня поддержать в тех вопросах, в которых я не компетентна. Если я подбираю сотрудника для своей компании, то мне нужен человек, думающий и принимающий решение.

Где-то решается вопрос иначе. Компания сама ищет стажеров среди выпускников вузов, действуя по принципу «Если гора не идет к Магомету…»

Качество в денежном эквиваленте

Несмотря на то что специалистов «с корочками» не прибавляется, требования к качеству их услуг растут. Почему? По мнению руководителей компаний, логистика вносит существенный вклад в развитие предприятия. Так, 1% логистических издержек увеличивает на 10% объемы продаж.

Теперь работодателям нужны специалисты со знанием специфики отрасли, в которой работает компания. В связи с бурным ростом торговых компаний на территории России приветствуется опыт организации перевозок внутри страны.

К должностным обязанностям логиста относятся:1) координация вопросов по отгрузке товара; 2) контроль за технологическим процессом; 3) подготовка реестра заказов графика отгрузок; 4) контроль качества предоставляемого транспорта; 5) работа в складской программе; 6) работа с первичными бухгалтерскими документами.

По запросам о подборе персонала наиболее ценными являются на сегодня логисты широкого профиля, поскольку они имеют большой круг обязанностей и отвечают одновременно за склад, за таможню, за доставку. В закупках, наоборот, наблюдается спрос на специалистов узкой специализации, например в сфере упаковки, сырья, запчастей, оборудования.

С ростом спроса специалистов растут и их зарплаты. По позиции «директор по логистике» предлагается доход в денежном эквиваленте от 1000 до 2500 дол. Заработная плата кладовщика, менеджера по логистике в зависимости от стажа работы колеблется в диапазоне от 500 до800 дол. Профессиональных логистов немного, поэтому сотрудники часто переходят из одной компании в другую, зачастую к конкурентам. Как правило, они мотивируют переход более привлекательной зарплатой и компенсационным пакетом. Стандартный компенсационный пакет включает служебный автомобиль, мобильный телефон, страховку и питание.

В России знают, кто отвечает требованиям современного логиста. Он должен быть менеджером со знанием всех управленческих операций и военным, а не математиком, экономистом или инженером.

Дальше проще или сложнее?

По мнению экспертов, ближайшие два-три года российские компании имеют некоторую фору для своего развития без серьезной конкуренции со стороны своих западных коллег. Дальше будет гораздо сложнее. Наиболее вероятно, что с рынка уйдут малые и средние операторы. Возможно, что при вступлении России в ВТО упростятся таможенные процедуры, количество барьеров снизится, соответственно увеличится объем операций. Но именно тогда есть вероятность, что появятся крупные западные провайдеры. Для многих российских компаний логистика сведется к обеспечению операционной части (транспорт, складирование), в то время как зарубежные партнеры возьмут на себя информационные и управляющие функции.