Очередное, третье заседание Совета органов страхового надзора и регулирования стран, входящих в международную организацию «Евразийское экономическое сообщество» (ЕврАзЭС), состоялось в Москве. Основная задача Совета — это выработка единых принципов надзора и регулирования страхового дела, а также сближение законодательства в сфере страхования. Как задача-максимум — это создание общего страхового рынка. По планам Протокол о принципах и сроках его формирования должен быть подписан уже в этом году. Впрочем, что подразумевать под термином «общий», пока точно не знают и сами участники ЕврАзЭС. Но договариваться, идти на сближение нужно.
Для начала созданы четыре рабочие группы по основным направлениям деятельности: по страхованию и перестрахованию, лицензированию, формированию статистическо-информационной базы и подготовке кадров.
Если же брать практические задачи, то одной из самых насущных является решение проблемы признания полисов ОСАГО между тремя странами ЕврАзЭС, уже принявшими специальный закон. Это касается России, Беларуси и Казахстана. А пока получается, что российский автовладелец, прежде чем попасть в Европу, скажем в Германию, вынужден переплачивать. Сначала он должен купить полис по ОСАГОна белорусской границе, а затем еще один — на польской.
Экономическая нецелесообразность такой системы подталкивает страны ЕврАзЭС к созданию единого пространства по ОСАГО. Такой союз может быть создан по аналогии с бюро «Зеленая карта», объединяющим все европейские государства: автовладельцы могут беспрепятственно пересекать границу, имея страховой полис по ОСАГО, полученный у себя на родине. И все.
Впрочем, шаги на встречу уже сделаны. В качестве примера сотрудничества можно привести Постановление Правительства РФ, принятое в конце декабря 2004 года, которым была снижена цена полиса ОСАГО для машин, зарегистрированных в Казахстане и въезжающих на территорию России.
Наша справка
С 2005 года при расчете страховых тарифов по ОСАГО для автовладельцев из Казахстана снижен с 2 до 1 коэффициент территории преимущественного использования. Для въезжающих из остальных иностранных государств, кроме Белоруссии, по-прежнему применяется страховой коэффициент 2. Кроме того, для казахстанских автовладельцев снижен коэффициент возраста и стажа водителя с 1,3 до 1.