В последнее время одной из излюбленных тем для отечественных СМИ являются размышления о возможных способах расходования средств Стабилизационного фонда. В конце прошлой недели Минфин официально обнародовал информацию о том, что по состоянию на 1 июня текущего года объем средств Стабфонда составил 954,5 млрд руб. Итак, тратить нам есть что. Вот только стоит ли?
Мировой опыт стран, имеющих сырьевую экспортную специализацию экономики, свидетельствует о том, что сверхдоходы, полученные в условиях временной благоприятной ценовой конъюнктуры, аккумулируются в специальные стабилизационные или сберегательные фонды. При ухудшении ценовой конъюнктуры средства фондов обычно используются для сбалансирования доходных и расходных статей госбюджета и погашения внешней задолженности.
Примечательно, что и в ряде промышленно развитых стран также существуют стабилизационные фонды или фонды будущих поколений. Весьма показателен в данной связи норвежский опыт. Эта страна располагает собственными нефтяными месторождениями, и все сверхдоходы от экспорта «черного золота», так же как и у нас аккумулируются в стабилизационном фонде. Инвестируются же они только за рубеж, в основном в акции и облигации других государств, в том числе и России. Мотивация здесь следующая: если осуществлять крупные «вливания» средств фонда в собственную экономику, это приведет к ее перегреву, а также росту инфляции и цен.
В нашей стране сегодня методологический подход к управлению средствами Стабилизационного фонда России весьма похож на норвежский: инвестиции осуществляются только за рубеж (плюс, естественно, обслуживание внешнего долга). Глава Минфина Алексей Кудрин ушел поданному вопросу «в глухую оборону» и пока успешно отбивает все поползновения по использованию «манны небесной» на иные цели.
Хорошо это или плохо для нашего общества? Ответить на этот вопрос можно только положительно, учитывая высокий уровень отечественной коррупции. А поскольку испокон веков кормушкой для наших коррупционеров всех мастей и рангов был госбюджет, то и выводы по данному вопросу напрашиваются однозначные: до тех пор, пока в России не начнет действовать эффективная система госконтроля за расходованием бюджетных средств, тратить средства Стабфонда на внутренние нужды противопоказано, сколь бы ни было велико искушение. Разворуют. Кроме того, инвестирование значительного объема средств фонда в экономику страны неизбежно вызовет ее перегрев и рост инфляции.
Средства Стабилизационного фонда нельзя трогать ни при каких обстоятельствах еще и потому, что именно он может послужить страховкой против экономических рисков государственного масштаба. Так, одной из наиболее злободневных проблем является предстоящее членство России в ВТО (а что наша страна там будет, сомневаться практически не приходится). И когда наступит час «икс», на нашем внутреннем рынке неизбежно появится промышленное количество мощных иностранных игроков, что может стать для ряда отраслей отечественной экономики настоящей катастрофой.
Так, например, весьма вероятным кандидатом «навылет» представляется отечественное сельское хозяйство. Общеизвестно, что на Западе сейчас имеет место хроническое перепроизводство сельхозпродукции, и это является постоянной головной болью для тамошних правительств.
Посему не приходится сомневаться, что иностранцы приложат здесь все усилия, чтобы решить свои проблемы, а не наши. Другим «камикадзе» с большой долей вероятности может быть отечественный автопром, с которым сейчас связано около 1 млн россиян. Оглашать же «весь список» представляется нецелесообразным — много места займет.
А вот это уже проблема экономической безопасности государства в чистом виде. И альтернатива здесь предельно простая: либо Россия в перспективе утратит часть своего экономического суверенитета и станет сырьевым придатком Запада (признаки чего сейчас, собственно говоря, и наблюдаются), либо наша страна «сохранит лицо»именно великой державы (к чему также имеются все предпосылки). Задуматься нашему правительству тут есть над чем…
Наша справка
Только 4—6% от доходов норвежского стабфонда предназначено для использования на внутренние нужды — в основном социальной сферы и научно-исследовательской деятельности.
К сведению
Норвегия |
Россия |
Население— 4,5 млн человек |
Население— 143 млн человек |
Стабилизационный фонд— 160 млрд долларов |
Стабилизационный фонд— 21 млрд долларов |
P.S. На последнем заседании правительства премьер-министр Михаил Фрадков, обращаясь к министрам, заявил: «Забудьте про Стабилизационный фонд».Не так давно он же говорил о возможности инвестирования средств фонда в инфраструктурные проекты. Что ж, изменим мысль к лучшему…