Такой подход вспоминается при знакомстве с проектом закона, предусматривающим внесение изменений в параметры федерального бюджета на этот год. Вопрос: как на подобные методы воздействия отреагирует экономика?
В начале этого года законы, указы Президента, другие нормативные акты, связанные с финансовым обеспечением социальных реформ, направленных на снижение уровня бедности и рост реальных располагаемых доходов населения, посыпались как из рога изобилия. Причиной тому во многом послужило недовольство людей, вызванное вступлением в силу Закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.
Естественно, на увеличение пенсий и стипендий, повышение социального статуса и защищенности военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, повышение уровня заработной платы бюджетников, а также увеличение объема расходов на финансирование ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан и другие реформы социальной сферы потребовались средства, и немалые.
Для финансового обеспечения указанных расходных полномочий необходимо превысить утвержденные Законом «О федеральном бюджете на 2005 год» расходы федерального бюджета на 11,4%. И правительство подготовило законопроект, предполагающий увеличение основных характеристик федерального бюджета на 2005 г. по доходам в объеме271,6 млрд руб. и по расходам — 348,3 млрд.
При этом, как говорится в пояснительной записке к законопроекту, увеличение доходов осуществлено только в связи со значительными (не планировавшимися при формировании федерального бюджета на 2005 г.) поступлениями по контрольной работе налоговых органов.
Так что бесперебойный источник пополнения бюджета найден, и имя ему —мобилизация налоговой задолженности. В общем-то, если составить перспективный план такой мобилизации (то есть определиться с тем, у какой компании внезапно возникнет эта задолженность), можно затевать любые проекты, заранее необеспеченные финансированием. В этом году, например, деньги выдадут населению.
Конечно, и зарплаты бюджетников, и пенсии повышать необходимо. Но во всем нужен баланс. Так, председателя Комитета ГД по промышленности, строительству и наукоемким технологиям М. Шаккума настораживает, что в общей сумме расходов инвестиции составляют лишь около 9%. По его мнению, необходимо большее внимание уделять инвестициям, в противном случае мы лишь разгоняем инфляцию.
Кроме того, как отмечалось при обсуждении законопроекта Комитетом Госдумы по бюджету и налогам, внесение таких существенных изменений в отдельные позиции бюджета на этот год является следствием неточного бюджетного планирования.
К сведению!
Несмотря на то что увеличение расходов превышает доходы, в этом году не предполагается использовать часть доходов, поступившую в федеральный бюджет в виде безвозмездных перечислений от бюджетов субъектов РФ (34,4 млрд руб.). В результате 111,1 млрд руб. необходимы «к изысканию в дальнейшем на цели обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ». Как следует из заключения Бюджетного комитета на проект закона, скорее всего это будут дополнительные доходы федерального бюджета или средства Стабфонда.
Цифры и факты
73,3 млрд руб. составят в общей сумме расходы, связанные с выплатой заработной платы
148,4 млрд руб. планируется передать ПФР
54,3 млрд руб. достанется субъектам РФ в рамках межбюджетных отношений
30,9 млрд руб. пойдет на капвложения