Тот решительный настрой, с которым депутаты обсуждали на налоговом подкомитете законопроект о внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 НК РФ, на заседании Комитета по бюджету и налогам Госдумы сменился на позицию «одобрить в целом».
Представляя законопроект, С. Шаталов отметил, что в нем присутствуют как технические уточнения, необходимость которых выявлена правоприменительной практикой, таки ряд изменений принципиального характера, которые, как считают в Минфине, в основном в пользу налогоплательщика. Речь здесь в первую очередь шла об увеличении предела, при превышении которого право на применение УСН автоматически утрачивается, с 15 до 20 млн руб., а также максимального размера дохода налогоплательщика за 9 мес., позволяющего перейти на «упрощенку», с 11 до 15 миллионов.
О том, что столь незначительное повышение пороговых значений вряд ли можно считать кардинальным улучшением условий для малого бизнеса, наша газета уже писала (см.«ЭЖ» № 6 за этот год). В лучшем случае это повышение лишь в какой-то степени покроет инфляцию (тем более что никто не собирается делать индексацию ежегодной).
Однако Министерство финансов имеет как минимум два аргумента в защиту своей позиции. Во-первых, лимиты для перехода и применения «упрощенки» больше увеличивать нельзя, потому что от этого пострадают те, кто не сможет конкурировать на равных с перешедшими на УСН: торговые сети, организации легкой, меховой, кожевенной и обувной промышленности, строительная отрасль. Ну а во-вторых, интересы бюджета. По словам С. Шаталова, «эти 20млн для нас это достаточно серьезное решение... Для бюджета переход с 15 до 20означает потерю примерно 16 млрд в год».
Возможно, забота о наполнении бюджета сделала свое дело. Если на налоговом подкомитете депутаты высказывались за значительное увеличение пороговых значений (а некоторые прямо называли цифру, до которой необходимо поднять предельную планку дохода при применении УСН,— 50 млн руб. в год), то буквально на следующий день ситуация изменилась. И было решено, что закон для малого бизнеса очень важный, поэтому его нужно одобрить в целом, а все детали утрясти при рассмотрении законопроекта во втором чтении. Надо думать, оно не заставит себя ждать…