Новые редакции Лесного и Водного кодексов вызвали резкую критику руководителей регионов и профессионального сообщества. Многим был непонятен ореол секретности, в котором готовились документы. Да и процесс их принятия игнорирует мнение специалистов, непосредственно работающих в этих отраслях. Несмотря на все протесты, Госдума одобрила в первом чтении проект Лесного кодекса. Работа над вторым чтением принимает характер военных действий.
Концепция обоих законопроектов исходит из того, что основная часть водных и лесных ресурсов должна находиться в федеральной собственности. Соответственно субъекты РФ, на территории которых они находятся, полностью лишаются права владения, пользования и распоряжения ими. Кроме того, они также лишаются и права контроля за природными богатствами. Все эти функции должны выполнять федеральные чиновники, назначаемые соответствующими министерствами. Смысл введения новой системы управления природными ресурсами заключается в соответствующем разграничении полномочий и собственности, утвержденных Законом № 95-ФЗ, между федеральной, региональной и муниципальной властью.
Представители субъектов РФ категорически против федеральной собственности на лесные и водные ресурсы. Так как проблемы оперативного управления нужно решать на местах, а не в центре, то и полномочия по ним необходимо сохранить в регионах и муниципалитетах. А резкое сокращение численности сотрудников лесной и водной охраны приведет к росту правонарушений в этих сферах.
Кроме того, специалисты считают, что неоднозначные формулировки статей Лесного кодекса направлены на создание условий для ограничения свободного доступа граждан в леса. А ведь лес всегда был общенациональным достоянием нашей страны. Сейчас же его собираются сделать достоянием отдельных граждан. А это прямо противоречит Конституции.
Как всегда, самой острой проблемой в нынешних условиях является финансовая. По новому Водному кодексу водный налог, ранее перечислявшийся в региональные бюджеты, полностью уходит «федералам» и денег на управление водным хозяйством соответственно в регионах не остается.
Многих специалистов водников насторожил тот факт, что экономический механизм контроля за выбросами в водоемы, ранее существовавший в виде налогов, сейчас полностью отсутствует. Предприятия, производящие промышленные выбросы, перестали платить за загрязнение воды. Следуя этой логике, получается, что чистая вода России не нужна.
Критика Лесного и Водного кодексов нарастает по мере принятия и введения в действие этих документов. Но лоббирующие их чиновники совершенно ее не слышат (или не хотят услышать). Так, по мнению главы департамента Минрегионразвития С. Мирошникова, отменить всю работу власти за последние 5 лет политически неверно. А то, что «вся работа власти» ведет к дальнейшей деградации управления ресурсами в стране, почему-то никого не волнует.