Потребление газа как основного топливного ресурса в России ежегодно увеличивается. При этом продажа газа на внутреннем рынке становится невыгодна. Убытки Газпрома достигают десятков миллиардов рублей. И немаловажную роль здесь играет динамика изменения тарифов на него.
Государственная тарифная политика в отношении Газпрома направлена на сдерживание роста цен на газ. Но при этом цены на остальные продукты естественных монополий растут гораздо быстрее. Например, рост цен в металлургии за 2004 год составил 66%, а в газовой отрасли — 20%. Соответственно доходность экспортоориентированных отраслей промышленности (химия, нефтехимия, металлургия, электроэнергетика), потребляющих газ по низким ценам, а продающих свою продукцию по мировым, существенно повышается.
Низкие цены на газ привели к кардинальным изменениям в соотношении цен на энергоресурсы. Экономически обоснованными признается соотношение на уголь, газ и мазут соответственно: 1 : 1,36 : 1,4. По итогам 2004 года это соотношение составило 1 : 0,88 : 1,88. То есть в структуре энергетического баланса газ сегодня является самым дешевым топливным ресурсом, что экономически не оправданно и не рационально.
Для ликвидации сложившихся стоимостных перекосов Газпром предлагает ввести свободные цены для промышленных потребителей, на которых сегодня приходится около 63% всей реализации. А для населения, предприятий ЖКХ и бюджетных организаций — оставить регулируемые цены с сохранением объемов поставок в эти сектора.
Таким образом, Газпром выйдет на уровень безубыточности, что для коммерческой компании является необходимостью. Но как повышение цен на газ отразится на общей экономической ситуации в стране?
На эти вопросы должно ответить правительство, где в настоящий момент нет единой точки зрения по тарифной политике в газовой отрасли. Так, МЭРТ считает оптимальным для удержания инфляции рост тарифов в2006 году на 11% (эта цифра заложена в программе социально-экономического развития до 2008 г.), ФСТ — на17%, а Минпромэнерго —на 14%. Газпром настаивает на индексации тарифов на свою продукцию в размере 22—23%. В итоге позиция МЭРТ по сдерживанию инфляции за счет низких тарифов возобладала.