Стоимость бензина в России выросла с начала года на 2,6%, что в условиях роста инфляции(7,2% за пять месяцев) совсем немного. По оценкам экспертов, весной ожидался взрывной рост цен на топливо, но правительству удалось договориться с нефтяными компаниями. Что же было обещано монополистам?
Для стабилизации цен на топливном рынке Минпромэнерго предложило снизить налоговую нагрузку в общих расходах НК. Налог на добычу полезных ископаемых и экспортные пошлины на нефть составляют более 68% всей налоговой нагрузки на добычу нефти.
За последние годы доля налогов в цене нефтепродуктов постоянно росла. Сегодня более 50% изымается из выручки в виде налоговых вычетов. Хотя существует ряд стран, которые проводят политику наполнения своего бюджета именно за счет налогов на топливо (Великобритания, Норвегия, Франция, Италия, Германия), у нас в стране, по мнению правительства, данная политика становится невозможной, так как эффект от крупных налоговых поступлений не компенсирует негативные последствия от роста топливных цен. По словам В. Христенко, «основой такой политики было получение интегрального эффекта от максимизации поступления денежных средств в федеральный бюджет и создание условий для развития отрасли». Сейчас позиция правительства изменилась и полностью совпадает с мнением крупных нефтяных компаний — для того чтобы сдержать рост цен на топливо внутри страны, необходимо уменьшить фискальную составляющую в его цене.
Это предлагается сделать с помощью изменения механизма взимания НДПИ, акцизов и экспортных пошлин. А именно: всю экспортную нефть облагать НДПИ по действующей схеме, то есть в привязке к мировым ценам, а при поставках нефти на внутренний рынок применять специфическую ставку НДПИ с поправкой на инфляцию. Кроме того, привязать ставки акцизов к мировым ценам по обратному принципу (чем выше Urals, тем меньше акциз). Также предлагается дифференцировать взимание экспортных пошлин по сезону, например летом, когда уменьшается экспорт темных нефтепродуктов, сделать ее меньше. А также отменить импортные пошлины на оборудование для реконструкции НПЗ.
Таким образом, все предлагаемые меры так или иначе снижают затраты нефтяных компаний, что и является конечной целью усилий правительства. Как именно отреагирует топливный рынок на реализацию всех решений, В. Христенко не уточнил, но подчеркнул, что в ближайшей перспективе нефтегазовая отрасль останется базовой в нашей промышленности и от этого никуда не деться. Так что ссориться с основными поставщиками денег в бюджет никто не собирается.