Один из самых сложных этапов — контроль выполнения задания. В зависимости от его характера и сложности, а также профессионализма и личности исполнителя существуют разные методы и виды контроля.
Одни сотрудники ориентированы на конечный результат, для других более интересен и значим процесс работы.
Если порученное задание не представляет трудностей для исполнителя, то разумно установить срок, к которому оно должно быть сделано. Если же задание сложное или состоит из нескольких этапов, то надежнее заранее оговорить промежуточные сроки контроля и проверять результаты каждого этапа.
Контроль по конечному результату сопряжен для руководителя, с одной стороны, с экономией времени, а с другой — с риском, что при некорректном формулировании задания оно будет выполнено некачественно или вовсе не выполнено.Для сотрудника такой метод контроля — признак доверия со стороны руководства, стимул для развития самостоятельности и повышения самооценки. Поэтому метод контроля по конечному результату применяется при простых и «быстрых» заданиях, которые поручаются опытным, самостоятельными инициативным сотрудникам, ориентированным на получение результата.
Поэтапный контроль позволяет руководителю снизить риск при выполнении сложного, важного, нового или длительного задания. Это хороший метод адаптации к работе новых сотрудников. Этим же способом полезно контролировать выполнение работы сотрудниками, которые ориентированы на процесс или чьи профессиональные возможности или индивидуальные особенности требуют поддержки и внимания со стороны руководства.
Для работников такой метод контроля позволяет приобрести новые навыки и опыт, а также уверенность в своих силах и возможностях.
Эффективно обсуждать с подчиненным выполнение задания и оперативно корректировать ход работы и полученные результаты. В случае отклонения работника от намеченных целей или при получении неудовлетворительных результатов нужно переформулировать задачу.
Однако этот метод контроля имеет свою негативную сторону. Он отнимает много времени, при высокой частоте встреч превращается в рутину и демотивирует сотрудника. Достаточно вспомнить прежние ежедневные планерки и пятиминутки, продолжавшиеся часами.
Но при командной работе в быстро меняющейся ситуации для выполнения сложного задания такой метод контроля необходим для обмена мнениями, координации и согласованности действий.
Следить за решением сотрудниками каких-то поставленных задач руководитель может в одностороннем порядке, используя информационные технологии.
В современных компаниях все чаще сотрудник сам структурирует свою работу. Составленный и согласованный с руководителем план заносится в компьютер, для контроля используются специальные программы, которые позволяют увидеть запланированные цели, необходимые ресурсы и сроки их выполнения, что позволяет сотруднику распределить свое рабочее время.
Зачастую срывы в выполнении рабочих заданий происходят по причине того, что сотрудник не может правильно расставить приоритеты в работе, оценить срочность и важность каждого задания, встречаются ситуации, когда несколько сотрудников дублируют функции друг друга. Для разрешения подобных проблем, по словам Т. Мельниковой, можно использовать метод «фотографии рабочего дня», когда сотрудник представляет руководителю диаграмму, в которой в процентном соотношении указаны основные обязанности его «типового» рабочего дня. Во время такого обсуждения обе стороны нередко делают много открытий —на что и как расходуется рабочее время.
Какие выводы может делать руководитель, проанализировав полученные данные, зависит от многих факторов. Печально, если такой метод контроля используется для выявления и наказания «нерадивых» или допустивших ошибку сотрудников.
Наиболее неприемлем для подчиненных внезапный выборочный контроль их работы. Он ассоциируется с недоверием со стороны руководства, вызывает постоянное напряженное, стрессовое состояние. Впрочем, есть отрасли, где такой контроль бывает необходим. В этом случае, давая подчиненному задание, необходимо заранее предупредить его о применении такого метода.
Конечно же контролировать работу сотрудников необходимо. Но именно работу, ход ее выполнения, чтобы достичь поставленных целей, предотвратить возможные риски и разрешить возникающие проблемы. Корректно сформулированная задача и правильно выбранный метод контроля способствуют созданию доверительных отношений между всеми сотрудниками и руководством, рабочей атмосферы, корпоративного духа, что, в свою очередь, служит мощным нематериальным фактором мотивации персонала.
Когда контроль не носит унизительного характера для обеих сторон, сотрудники отмечают, что четкая организация работы исключает недопонимание в поставленной задаче между ними и начальником, способствует ее оптимальному выполнению, а также позволяет им гармонично развивать профессионализм и личностные качества.