Совет Федерации отклонил законопроект «О внесении изменений в Закон РФ «О таможенном тарифе», одобренный «в ускоренном темпе» Госдумой в трех чтениях. Сейчас над документом работает согласительная комиссия. Что же стало камнем преткновения?
Многие сенаторы высказали опасения, что принятие законопроекта ухудшит итак не блестящее положение отечественных сельхозпроизводителей, вырастет импорт сельскохозяйственных товаров.
Законопроект предусматривает внесение изменений в части установления тарифных квот, ограничивающих импорт и экспорт товаров по их количеству и стоимости в отношении сельскохозяйственных товаров, аналоги которых производятся в России.
По мнению авторов законопроекта, тарифные квоты на преференциальный ввоз отдельных видов сельхозтоваров устанавливаются Правительством России для стимулирования сельскохозяйственного производства и обеспечения необходимого объема потребления.
Объем тарифной квоты не может превышать более чем на 5% разницу между объемом потребления такого товара в России и производства аналогичного российского товара. Если объем потребления равен объему производства или превышает его, установление тарифной квоты не допускается.
Ввоз товаров на территорию России в рамках тарифных квот согласно законопроекту должен осуществляться на основании лицензий, а их выдача — на основании заявлений участников внешнеторговой деятельности.
Доли тарифной квоты предполагалось распределять между заявителями по результатам конкурсов или пропорционально объему ввоза на таможенную территорию России заявителем товара, происходящего из иностранного государства.
Однако продекларированные в законопроекте намерения сенаторов не вдохновили. Законопроект был отклонен как не соответствующий мерам защиты экономики России от субсидированного импорта.
Большие сомнения у сенаторов вызвала статья Закона «Предоставление тарифных преференций», согласно которой предоставление льгот по Таможенному тарифу в виде преференций РФ пересматриваются правительством периодически, но не реже чем раз в пять лет. По мнению членов аграрного комитета Совета Федерации, в этом положении следует предусмотреть как уменьшение периода пересмотра, таки отмену преференций в случаях, когда это касается защитных мер в торговле.
Согласно законопроекту преференции могут быть выданы на ввоз алкоголя и табака. Совершенно не понятно, недоумевали в Совете Федерации, зачем мы будем давать льготы иностранным импортерам алкоголя и табака за счет подавления российского сельского хозяйства?
В законопроекте не прописаны механизмы защиты отечественного производителя сельскохозяйственной продукции. Это касается мяса птицы, говядины и свинины. Сейчас существуют квоты на ввоз названной продукции, установленные правительством. Представленный же законопроект условно вводит тарифно-таможенное ограничение. То есть импортер получает возможность обойти квоту, может быть, заплатив немного больше.
Из проекта закона следует, что таможенные пошлины на сельскохозяйственные товары, ввозимые в Россию в рамках тарифной квоты, определяются правительством. По мнению же сенаторов, в законопроекте следует четко предусмотреть запретительные тарифные меры, которые могут устанавливаться в рамках закона в случае возникновения той или иной экономической или таможенной ситуации в отношении импортных товаров.
Под американскую дудку
Максим Кавджарадзе, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике:
— В этом году импортная квота на мясо птицы составляет 1 миллион 50тысяч тонн. Она разбита по странам-поставщикам. Сверхквотные поставки запрещены. Самая большая доля у США — это 74%, за ними идет ЕС —18%. На свинину и говядину также введены тарифные квоты. Поставки сверх квот законопроектом допускаются, но облагаются запретительными пошлинами. Однако не прописано какими... То есть при желании импортеры могут осуществлять вне квотные поставки, уплатив лишь запретительную пошлину. Какую? Об этом в рассматриваемом законопроекте не говорится.
В тексте Соглашения между Россией и США о торговле некоторыми видами мяса(птицы, говядины и свинины) есть пункт, требующий обязательных консультаций с американцами при введении Россельхознадзором каких-либо ветеринарных ограничений на ввоз продукции. Если раньше все ограничения Россия вводила самостоятельно, то теперь мы должны согласовывать с американцами, какие запрещения хотим ввести.
Таким образом, Правительством РФ будет руководить американский производитель импортного мяса. Очень хорошо получается!
Наконец, в тексте соглашения есть пункт, предусматривающий возможность для США, в случае если они не выберут установленную квоту, поставить невыбранный объем мяса в следующем году. Короче, у российских птицеводов не остается никаких вариантов, кроме банкротства. Тогда давайте закон переименуем, назовем его «О банкротстве российских предприятий, производящих мясную продукцию».