Удивительно, но реализация одного из самых ясно сформулированных положений Послания Президента Федеральному Собранию потребовала от депутатов столько усилий. В оппонентах, как водится, выступал Минфин.
Жаль, конечно, что Президент ничего не сказал о том, что отмена налога на дарение тоже служит укреплению семьи. Тогда, возможно, процесс пошел бы быстрее. Но поскольку этого сказано не было, вопрос «почем дарить» обсуждался не один раз: на заседаниях налогового подкомитета, Бюджетного комитета и пленарных заседаниях Госдумы.
Все это время представители Минфина доказывали, что дарить что-либо друг другу без налогообложения вправе только самые близкие родственники: супруги, родители, дети (см. «ЭЖ»№ 19). И категорически отказывали в этом праве бабушкам и дедушкам, а также братьям и сестрам (для них подарки предлагали включать в налоговую базу по НДФЛ и облагать по специальной ставке 5%).
Объяснялось это тем, что включение в перечень освобождаемых от налога на дарение тех, кто называется наследниками второй очереди, приведет к выстраиванию слишком длинных цепочек, с помощью которых будет осуществляться уход от налогообложения.
При этом тот факт, что ныне действующая конструкция с прогрессивной шкалой приводит к повальному уходу от налога на дарение, Минфин абсолютно не смущает. Равно как и то, что предлагаемый вариант тоже неидеален: бабушка может подарить имущество своему ребенку, а тот — своему. Два договора вместо одного, и никаких проблем! Правда, схема может дать сбой в случае, когда в середине окажется слабое звено, например родитель-алкоголик, и пострадают опять-таки самые социально незащищенные.
«Обойти закон можно всегда, но зачем заставлять граждан это делать?» — справедливо интересуется зампредседателя Бюджетного комитета Госдумы А. Макаров. Но у Минфина своя логика: по словам заместителя министра финансов С. Шаталова, «вопрос с бабушками есть возможность решать естественным способом». Но (если не брать в расчет морально-этическую сторону вопроса) этот «естественный способ» в виде заранее написанного завещания тоже будет своего рода способом ухода от налога на дарение, чего так опасается Министерство финансов.
Правда, некоторые депутаты также выступали против отмены налога на наследование и дарение, хотя и по другим мотивам. Так, О. Дмитриева считает, что для защиты малоимущих хватило бы и достаточно большого необлагаемого минимума, равного средней цене жилья по стране (примерно 6 млн руб.).
Однако здесь есть с чем поспорить.
Во-первых, всем наследникам пришлось бы производить оценку полученного имущества (жилья). Вряд ли государство согласилось бы это делать за свой счет.
Во-вторых, проблема усредненности средней цены, на основе которой предлагалось установить сумму вычета. В Москве на эти деньги можно купить одно, а в Урюпинске — совсем другое имущество.
А в-третьих, любой вычет усложняет и удорожает процедуру администрирования налога. Это соображение, видимо, было решающим. Как хорошо, что государство, которое сейчас имеет с налога на наследование и дарение не более500 млн руб. в год, не заинтересовано в очередях из наследников и одаряемых в налоговых инспекциях!
В результате законопроект об отмене налога на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, был принят Госдумой в третьем чтении.
С 1 января 2006 г. (если закон будет опубликован до 1декабря 2005 г.) налог на наследование ликвидируется как класс, а дарение недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев облагается НДФЛ по ставке 13%, кроме случаев, если даритель и одаряемый являются близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ.