В ходе парламентских слушаний о проекте бюджета на следующий год глава Минфина Антон Силуанов заявил, что документ учитывает расходы на увеличение зарплат бюджетникам в регионах и развитие инфраструктуры. Сенаторы считают, что часть межбюджетных трансфертов все-таки не попала в главный финансовый план страны. Независимые эксперты отмечают, что в документе не учтены рекомендации по увеличению расходов на образование, здравоохранение и культуру. Простые же россияне, как показал опрос читателей «ЭЖ», в основном опасаются, что бюджетные деньги в очередной раз разворуют…
В проекте бюджета на 2013 г. в полном объеме учтены расходы на повышение зарплат в регионах, решение задач по развитию инфраструктуры и предусмотрены все ресурсы для реализации указов президента страны от 7 мая нынешнего года, подчеркнул г-н Силуанов в своем выступлении перед сенаторами.
При разработке документа просчитывались возможные варианты развития макроэкономической ситуации, включая кризис. «В проектировках бюджета мы учли антикризисные меры. Бюджет должен быть готов к любому развитию ситуации, как в мировой экономике, так и внутри Российской Федерации», — уверен глава финансового ведомства.
Выполнение социальных обязательств, в частности, увеличение зарплат бюджетников, по словам спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, сегодня в значительной мере ложится на региональные бюджеты. Поэтому необходимо дальнейшее совершенствование механизма распределения межбюджетных трансфертов. «Значительная часть трансфертов по-прежнему не отражена в проекте бюджета на 2013 г., — отметила она. — А это значит, что регионы лишены возможности эффективно планировать свои расходы в среднесрочной перспективе».
Кроме того, Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ не индексируется, поэтому финансовая помощь регионам, по оценке г-жи Матвиенко, плавно сокращается. «В результате дифференциация между субъектами РФ по бюджетной обеспеченности вновь начала расти», — заметила председатель верхней палаты парламента.
Проект бюджета на следующий год, полагает директор Центра прикладных экономических исследований и разработок ВШЭ Татьяна Абанкина, практически не учитывает предложения ученых «Вышки», многие из которых вошли в Экспертный состав Открытого правительства. Бюджетный маневр, предлагавшийся экспертами, предусматривал отказ от форсированного варианта обновления вооружений. Речь, в частности, шла о возвращении к первоначально согласованному в правительстве летом 2011 г. размеру финансирования госпрограммы вооружений — 13 трлн руб. до 2020 г. (вместо 20,9 трлн руб.).
Ученые уверены, что, с одной стороны, необходима более тщательная и экономически рациональная подготовка оборонно-промышленного комплекса к решению данных задач. С другой стороны, это позволит обеспечить бюджетными расходами настоятельные требования граждан кардинально улучшить ситуацию в образовании, здравоохранении, культуре, ЖКХ и дорожном хозяйстве.
Весьма показательны результаты опроса читателей «ЭЖ» на эту тему. С позицией экспертов «Открытого правительства», предлагающих сократить размер госпрограммы вооружений и направить высвободившиеся бюджетные средства на социалку, согласны 17,8%. Предложения Правительства РФ об увеличении расходов на вооружения поддерживают 14% наших читателей. Большинство же граждан (55,1%) считают, что бюджетные деньги нужно направить туда, где меньше разворуют.