Исследовательское агентство Markit сообщило, что производственная активность в еврозоне снижается уже 14 месяцев подряд. Это исторический рекорд. Стали известны также данные о занятости в августе — и лучше бы их не знать: безработица достигла очередных рекордных высот.
Данные, свидетельствующие об уменьшении деловой активности в еврозоне, таковы: в сентябре индекс производственной активности составил 46,1 пункта, что на целый пункт больше, чем в августе, но существенно ниже 50 пунктов — отметки, выше которой начинается промышленный рост, а ниже — рецессия. «В Германии ситуация несколько лучше (47,4 в сентябре против 44,7 в августе), во Франции — существенно хуже (42,7 и 46,0 соответственно), если кому-то интересные такого рода подробности, — говорит представитель Markit. — Зато в Германии в августе нынешнего года промышленные заказы составили всего 89% от уровня августа прошлого года».
Эти цифры плохи и сами по себе, но еще хуже то, что они лишают еврозону надежды на скорое и благополучное разрешение задач таких промышленно мощных стран, как Испания и Италия. Самостоятельно обслуживать свои гигантские долги эти экономики могут только в случае промышленного роста, когда поступление налогов увеличивается, а уменьшение заказов означает и уменьшение налоговых поступлений.
Еще одна ужасная для будущего тенденция — высочайший и растущий уровень безработицы, особенно среди молодежи. В Греции и Испании больше половины молодых людей не имеют занятости: 55 и 52,6% соответственно — словно в Африке. В Германии, кстати, этот показатель составляет всего 8%. Нынешних южноевропейских школьников и студентов уже называют потерянным поколением, так как возможно, что многим из них в течение всей жизни не удастся найти нормальную работу. В целом по ЕС безработица составляет 11,4%, или 25 млн человек. Это подрубает потребительский спрос населения, а потребительский спрос для Европы считается важнейшим драйвером экономики, объясняет Дженнифер Маккьоун, консультант из Capital Economics.
Еще один неприятный момент. Как подчеркивают исследователи из Лондонской школы экономики, данные о росте безработицы и снижении промышленного выпуска свидетельствуют о том, что попытку Европейского центробанка оживить ситуацию в экономиках еврозоны впрыскиванием в финансовую систему гигантского количества дешевых денег — 1 трлн евро! — следует признать неудачной. Разворота ситуации не произошло.
Наконец, и общая экономическая ситуация в мире не выглядит благоприятной для Европы, как экспортера дорогих и высокотехнологических товаров. Спрос на них падает, что еще раз заставляет усомниться в перспективах экономического оживления.
Не добавляют оптимизма и менее масштабные неприятности. Заимодавцы Греции (тройка в составе Европейской комиссии, Международного валютного фонда и ЕЦБ) публично выразили сомнение в том, что предложенные местным правительством меры бюджетной экономии, включающие очередные сокращения государственных выплат и налоговые жестокости, действительно дадут стране запланированные 2 млрд евро. Заимодавцы теперь говорят, что подумают, стоит ли выделять Греции очередной пакет финансовой помощи. Конечно, аналитики считают, что это типичные для международных бюрократов страшилки, Грецию поддержать придется, и еще не один раз, но рынки все равно расценивают это как повод для негативной реакции.
Министр финансов Греции Яннис Стурнарас в сверхкорректной форме сообщил об очередном осложнении отношений после встречи премьер-министра Антониса Самараса с евробюрократами: «Они просили разных уточнений, мы их предоставляем. Переговоры продолжаются».
Главный экономист консалтинговой компании IHS Global Insight Говард Арчер считает, что по итогам III квартала ВВП еврозоны сократится на 0,3—0,4% по сравнению с II кварталом, в годовом же выражении это даст –1,5%. Без всякого удовольствия Арчер сообщает, что таким образом еврозона не показывает никаких признаков роста уже целый год.