Какие институциональные изменения требуются для того, чтобы Россия стала привлекательной для ведения бизнеса страной, обсуждали участники XI Международного инвестиционного форума в Сочи. «ЭЖ» спросила у заместителя министра экономического развития Сергея Белякова, формировавшего программу форума, о том, действительно ли такие мероприятия способствуют привлечению инвестиций. А еще про то, что Минэкономразвития планирует делать для стимулирования инвесторов.
«ЭЖ»: Сергей Юрьевич, что сейчас главное для привлечения инвесторов в экономику России? На что нацелена работа Минэкономразвития в этом направлении?
С.Б.: На очень конкретные вещи, характеризующие простоту или сложность ведения бизнеса. Количество процедур, которые нужно проходить бизнесменам на разных стадиях: при регистрации предприятия, собственности, при отправлении грузов через таможню, в налоговом администрировании, при подключении к сетям, получении кредитов. А также их стоимость и скорость прохождения.
«ЭЖ»: Вами уже запланированы какие-то новые мероприятия и проекты, которые позволят улучшить инвестклимат?
С.Б.: В рамках «Национальной предпринимательской инициативы» разрабатываются дорожные карты по наиболее проблемным для бизнеса направлениям госрегулирования. Составляющие их мероприятия нацелены на достижение конкретных показателей: сокращения количества, стоимости процедур, запрашиваемых документов и т.п. До середины 2013 г. должны быть разработаны двадцать дорожных карт. Из них четыре уже утверждены и реализуются. Эффект от мероприятий из дорожных карт бизнес должен будет почувствовать на практике.
«ЭЖ»: Нужны ли сейчас для целей привлечения инвестиций какие-то изменения в законодательстве?
С.Б.: Одно только изменение законодательства не может способствовать улучшению бизнес-климата. Более важным является соответствие правоприменения тем нормам, которые закреплены в законодательстве. Конечно, мы реализуем меры по законодательному упрощению условий ведения бизнеса, но этого недостаточно. Когда компания готовит инвестиционный проект, она ориентируется на те условия, которые закреплены в законе: налоговая нагрузка, срок реализации проекта, условия и стоимость получения земельного участка, и т.п. И исходя из них формирует бизнес-план. Но когда на практике условия оказываются иными, планирование становится невозможным. Часто такие сюрпризы возникают тогда, когда инвестор уже вложил деньги и не может просто так выйти из проекта. Такое, на мой взгляд, недопустимо.
«ЭЖ»: Нередко со стороны региональных руководителей звучат жалобы на то, что для улучшения бизнес-климата им не хватает полномочий…
С.Б.: То, что регионам нужно дать больше самостоятельности — очевидно. Председателем правительства была дано поручение, в рамках которого Минрегионом и Минэкономразвития готовится законопроект, направленный на перераспределение полномочий. Сейчас производится их ревизия: важно не передать полномочия, которые не будут обеспечены средствами, ведь тогда регионы не смогут их исполнять.
Но опыт лучших практик по привлечению инвестиций в регионы показывает, что полномочия — не ключевая проблема. Если губернатор мотивирован создавать комфортные условия для бизнеса, то он их способен создать и при действующем законодательстве. Как первое лицо на уровне региона он может выстраивать свою работу так, чтобы территориальные органы федеральных органов власти не являлись источником проблем для бизнеса, а содействовали развитию предпринимательской инициативы. Возмущает то, что свою бездеятельность некоторые губернаторы пытаются объяснить наличием каких-то факторов, которые вовсе не являются чем-то непреодолимым.
«ЭЖ»: Как же мотивировать губернаторов на привлечение инвестиций? Ведь чем выше налоговый потенциал региона — тем ниже межбюджетный трансферт…
С.Б.: Трансферты направлены на выравнивание условий в разных регионах. Я согласен, что эта логика демотивирует. Но с другой стороны, мотивов для привлечения инвесторов у глав регионов хватает и так. Задачи, которые перед ними стоят, — создание рабочих мест, достижение социальной стабильности — требуют того, чтобы пришел инвестор с деньгами и реализовывал какие-то проекты. Поэтому никаких проблем с мотивацией у региональных начальников нет.
«ЭЖ»: Почему же губернаторы продолжают держаться за трансферты, вместо того чтобы искать инвестиции?
С.Б.: Потому что дать бизнесу налоговые льготы легче, чем принять какие-то системные решения: снизить барьеры, изменить условия ведения бизнеса, искать новых инвесторов. К сожалению, состояние мировой экономики и репутация России таковы, что у нас нет очереди из инвесторов. Поэтому их надо идти искать. А когда инвестор приходит и реализует проект, не рассматривать его как источник сиюминутных доходов, в том числе для аффилированных с местными властями компаний.
«ЭЖ»: Вы не раз упоминали на форуме, что одной из главных помех в работе инвесторов является коррупция. Как, по вашему мнению, от нее можно избавиться?
С.Б.: Санкции за выявленные факты коррупции (если вина чиновника доказана) должны быть максимально жесткими. Но часто коррупционные проявления вызваны огромным количеством барьеров, которые создали чиновники, тем самым мотивируя бизнес решать проблемы неформально. Наша задача — снять административные барьеры и демотивировать бизнес решать проблемы таким образом. Коррупция не специфическая черта именно российской экономики. Она есть везде. Но мы сами продекларировали амбициозные задачи по улучшению инвестиционной среды. Поэтому от нас ждут преодоления проблем, связанных с коррупцией.
«ЭЖ»: Экономические и инвестиционные форумы — один из инструментов привлечения инвесторов. С какой меркой надо подходить к оценке успеха таких мероприятий?
С.Б.: Есть два фактора, которые, на мой взгляд, характеризуют успех или не успех форума. Первое — это программа: насколько она интересна аудитории и отвечает повестке дня. И второе — люди, которые приезжают на форум. Если люди интересны друг для друга, если дискуссии, проходящие с участием этих людей, интересны — значит, форум успешен. И если в Сочи год от года растет количество и качество участников, то, наверное, этот форум удается. Вы же сами видели: даже во второй день форума, несмотря на море и хорошую погоду, посещаемость мероприятий была очень высокой. Люди разрывались, стараясь успеть посетить мероприятия, проходящие в одно и тоже время.
«ЭЖ»: А экономический эффект?
С.Б.: Экономический эффект можно определить, подсчитав количество инвестиционных соглашений с регионами, которые подписаны на форуме, и суммы, которые в них фигурируют. А также количество мест, в том числе за пределами Краснодарского края, в которые пришли инвесторы, и рабочие места, которые они создали. Но я не стал бы измерять успех этого форума таким образом. Если бы его не было, то соглашения, наверное, все равно бы подписали — ведь они готовятся заранее. Но в Сочи они сконцентрированы на площадке форума, что дает эффект, связанный с восприятием России и наших компаний как партнеров.
«ЭЖ»: Но не все участники форума приехали на него по своей воле. Главы районных администраций, с которыми удалось поговорить «ЭЖ», жаловались, что они едут в Сочи под давлением губернаторов и что им кажутся неоправданными расходы: 75 000 руб. за участие в форуме одного человека, а еще дороже обходится проживание в гостинице.
С.Б.: Давайте отделим расходы на участие в форуме от необходимости участвовать в нем. Да, конечно, трудно объяснить, почему номера в гостиницах Сочи должны стоить так дорого. Но если глава муниципального образования сидит в четырех стенах и думает, что все знает про жизнь, то я согласен с теми, кто заставляет его приезжать. Пусть приезжает и узнает, что реально интересует компании, которые могут прийти к нему с инвестиционными проектами! И исходя из этого, формирует инвестиционную политику на муниципальном уровне. Пускай потратит деньги, а потом думает, как их отбить, привлекая инвестора. А то они хорошо устроились — выбивают деньги у субъектов федерации, а субъекты аккумулируют эти заявки и адресуют в казну. Пусть сделают хоть что-нибудь, чтобы к ним пришел инвестор! Вот Анатолий Артамонов ездил со своим замом по всем форумам — и в результате крупнейшие немецкие компании приходят в Калужскую область. А к тем, кто не ездил, — не приходят.