Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты или использующие платежные карты при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг, с 7 октября 2012 г. будут пользоваться новым механизмом регистрации контрольно-кассовой техники в налоговых органах. Именно с этой даты начнет действовать новый Административный регламент исполнения ФНС России государственной функции по регистрации в установленном порядке ККТ, утвержденный приказом Минфина России от 29.06.2012 № 94н (прошел регистрацию в Минюсте России 17.09.2012 № 25479). Чем отличается этот регламент от ранее действовавшего регламента1 и какие возможности предоставит заявителям, попробуем разобраться.
С момента появления первого регламента в 2009 г. в законодательстве случилось два важных события. Были приняты федеральные законы от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Закон № 103-ФЗ) и от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Именно они самым существенным образом повлияли на содержание нового регламента и, скорее всего, стали причиной его принятия.
Платежные агенты попали в круг заявителей
В частности, принятие Закона № 103-ФЗ повлияло на изменение в новом регламенте круга заявителей. Кроме организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг, теперь заявителями являются и организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц с использованием платежных терминалов и банкоматов, либо их уполномоченные представители.
Обязанность платежных агентов при приеме платежей использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, установлена ст. 12 Закона № 103-ФЗ. В силу этой обязанности с 1 апреля 2010 г. контрольно-кассовая техника (ККТ), входящая в состав платежного терминала (банкомата), должна быть зарегистрирована в налоговых органах. При регистрации ККТ платежные агенты руководствовались старым регламентом (см. информационное сообщение от 16.02.2010 ФНС России), в котором они даже не упоминались. Теперь же благодаря новому регламенту ситуация исправлена.
Кроме того, в старом регламенте в п. 5 было отмечено, что его положения не распространяются на кредитные организации. Однако, принятый регламент содержит исключение для них. В частности, его нормы полностью распространятся на кредитную организацию в случае, когда она использует платежный терминал или банкомат, осуществляющие прием средств наличного платежа, не являющиеся основными средствами этой кредитной организации и не принадлежащие только ей на праве собственности или в силу специфики своей конструкции либо особенностей своего места нахождения.
Загружаем единый портал услуг
Принятие Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ повлияло на саму процедуру регистрации.
А именно, теперь информацию о данной государственной услуге можно будет найти не только на сайтах, стендах налоговых органов и т.д., но и в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг» (www.gosuslugi.ru). Через этот же портал можно будет подавать заявления и документы на регистрацию, а также следить за ходом предоставления услуги и жаловаться.
Поводов для отказа стало больше
В старой редакции регламента было перечислено всего семь оснований для неисполнения функции:
- представление неполного комплекта документов, а также документов, оформленных в неустановленном порядке, при условии неустранения недостатков;
- предъявление при регистрации модели ККТ, не включенной в госреестр ККТ или исключенной из него;
- истечение нормативного срока амортизации ранее применявшейся ККТ, исключенной из реестра;
- предъявление контрольно-кассовой техники, находящейся в розыске;
- обнаружение неисправности контрольно-кассовой техники, отсутствие марки-пломбы, идентификационного знака, а также средств визуального контроля (знаков «Государственный реестр» и «Сервисное обслуживание»);
- отсутствие заключенного договора о технической поддержке контрольно-кассовой техники между пользователем и поставщиком или центром технического обслуживания;
- представление при перерегистрации контрольно-кассовой техники чеков, контрольных лент и фискальных отчетов, не соответствующих техническим требованиям к контрольно-кассовой технике или отпечатанных в нефискальном режиме.
Теперь к ним добавились еще:
- представление заявления и документов в ненадлежащий территориальный налоговый орган;
- указание недостоверных сведений в заявлении;
- необеспечение доступа к контрольно-кассовой технике, в том числе необеспечение доступа к контрольно-кассовой технике в составе платежного терминала (банкомата);
- неявка заявителя в согласованное с территориальным налоговым органом время к месту проведения осмотра контрольно-кассовой техники.
Последнее основание очень существенно, поскольку в соответствии со старым регламентом в случае неявки заявителя в согласованное время для фискализации в рамках пятидневного срока, установленного для регистрации, исполнение госфункции откладывалось до дня фактического проведения фискализации.
1Приказ Минфина России от 10.03.2009 № 19н.