Зачастую при проведении госзакупок государство и чиновники, его представляющие, преследуют диаметрально противоположные цели. Первое заинтересовано в снижении бюджетных расходов, последние — в максимизации своих доходов. В результате в выигрыше оказывается связка «заинтересованный покупатель — заплативший поставщик», а в проигрыше — и государство, нередко получающее для своих нужд товары, цена которых не соответствует их качеству, и предприниматели, которые могут предложить лучшие условия, но попросту не были допущены к торгам.
Чтобы государство могло сэкономить на госзакупках, а предприниматели — получить реальный доступ к госзаказу, нужна информация. Необходимо спрогнозировать потребности государства (номенклатура и объем), а затем спланировать проведение самих закупок. Пока же бизнесу неоткуда узнать о конкурсах на поставку, поскольку графики их проведения просто не составляются.
Решить проблему в комплексе попыталось Минэкономразвития, разработавшее проект закона «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (принят в первом чтении, с учетом подготовленных поправок рекомендован к принятию во втором).
Для мониторинга цен и контроля размещения заказов предлагается создать Единый федеральный реестр государственных закупок и контрактов. Он должен содержать сведения она именовании заказчика, источнике финансирования, процедуре размещения заказа и дате ее проведения, дате заключения контракта, наименовании и местонахождении поставщика, номенклатуре и цене закупаемой продукции, информации об исполнении контракта. Вести реестр будет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти на основании регистрационной информации, представляемой госзаказчиками.
Информация из реестра закупок будет доступна для ознакомления, что повысит доверие бизнеса к конкурсам. Ведь сейчас, хотя число проводимых конкурсов растет (с 22 тыс. в 2000 г. до111,5 тыс. в 2004 г.), система конкурсного размещения госзаказа дискредитирована. Об этом свидетельствует тенденция снижения интереса бизнеса к участию в конкурсах: среднее количество поставщиков в одном конкурсе снизилось с 4,2 в2003 г., до 3,1 в 2004 г. Многие предприниматели сетуют, что, какие условия ни предложи, им все равно предпочтут «своего». Или сделают так, что о конкурсе узнают только избранные.
Кстати, чтобы информация о госзаказах своевременно доводилась до поставщиков, она будет размещаться министерствами и ведомствами открыто, в печатном издании, а также в сети Интернет. Еще в прошлом году МЭРТ разработал макет Портала государственных закупок, который со временем должен стать централизованным федеральным информационным ресурсом.
Однако отсутствие информации — не единственная проблема, ограничивающая доступ бизнеса к участию в конкурсе. Чтобы лишить чиновников возможности «творчески подходить» к выбору предпринимателей, законопроект предусматривает исчерпывающий перечень требований к участнику процедур размещения заказа. По мнению председателя Комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям М. Шаккума, это «должно способствовать искоренению сложившейся практики псевдо конкурсов».
Таких требований немного, и их перечень действительно закрытый. Участник торгов должен всего лишь соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством РФ к определенным видам деятельности, в отношении него не должна проводиться процедура ликвидации или банкротства, а его деятельность не должна быть приостановлена в порядке ст. 3.12 КоАП РФ.
Заказчик (уполномоченный орган) также вправе установить дополнительные требования к участникам торгов: наличие права использования объектов интеллектуальной собственности (если в связи с исполнением контракта он становится пользователем или обладателем этого объекта), а также отсутствие сведений о претенденте на заключение контракта в Реестре недобросовестных поставщиков.
Участники процедур размещения заказа не обязаны подтверждать их соответствие указанным требованиям.
Вопрос о требованиях к участникам торгов вызвал споры при обсуждении поправок, подготовленных ко второму чтению закона. Без сомнений, данный перечень должен быть закрытым. Но вот состав этих требований было предложено дополнить требованием об отсутствии у лица, претендующего на заключение госконтракта, задолженности перед бюджетами всех уровней, а также по ранее заключенному контракту.
Начнем с задолженности по ранее заключенному контракту. Пожалуй, предложение логично, хотя и требует уточнения — в ситуации, когда предыдущий контракт еще не закончен. Чтобы не было формального повода отсечь «неугодного» поставщика от участия в конкурсе, нужно отслеживать этапы поставки или выполнения работ по старому контракту, и если проблем нет, давать «зеленый свет» на заключение нового.
Предложение же об отсутствии задолженности перед бюджетом выглядит куда менее продуманным. Налоговая задолженность может появиться в один день: декларация подана, например, а налог еще не перечислен. Или сегодня предприятие подало документы на участие в конкурсе, а завтра у него началась выездная проверка (причем она может быть как плановая, так и «заказная»). В результате претендент на госзаказ имеет два документа: справку об отсутствии налоговой задолженности и акт с доначисленной суммой. Если проверка была «заказана» с целью устранения конкурента, то понятно, что устроители конкурса узнают о появлении налоговых претензий. А если нет? Кто будет отслеживать актуальность этой информации и главное — что следует из факта наличия (или отсутствия) задолженности перед бюджетом?
Но вернемся к поправкам. Комитет по обороне не устраивает, что в них не вошло требование об обязательном наличии у поставщиков продукции производственных мощностей. Однозначного решения у этой проблемы пока нет.
С одной стороны, некоторая продукция продается исключительно через дилерскую сеть. С другой — можно говорить о том, что существует определенный риск, что конкурс на проведение, к примеру, дорожных работ выиграет организация, имеющая в наличии только печать и один бульдозер. И таких примеров немало. Да и от фирм-однодневок закон пока не защищает. Кроме того, не установив требования о производственных мощностях, можно поставить в исключительно невыгодные условия свою промышленность, поскольку в ряде случаев будет выгоднее отказаться от производства и поставлять по госзаказу китайскую продукцию.
Какой подход победит, выяснится совсем скоро…
Основные нарушения законодательства о госзакупках, выявленные МЭРТ в2004 г. и I квартале 2005 г.:
✔сокрытие информации о проведении закупок (отсутствие публикации в «Конкурсных торгах») и сокращение сроков подачи конкурсных заявок (МАП России, конкурс на выполнение работ по обслуживанию копировальной техники — публикация в «Российской газете», срок подачи заявок — 30 дней (по действующему законодательству не может быть менее 45);
✔ предоставление преференций отдельным участникам конкурсов (Департамент социальной защиты населения г. Москвы, конкурс на закупку кроватей для оснащения пансионата «Коньково» — продукция, представленная победителем, не соответствует техническим требованиям конкурсной документации);
✔ ограничение круга участников, когда, например, при проведении закрытых конкурсов приглашаются одни и те же 2—3 организации при наличии других поставщиков и производителей, имеющих соответствующие лицензии (МВД России, конкурс на выполнение работ по внедрению программно-аппаратных комплексов оперативно-розыскного назначения, ФСБ России, конкурс на выполнение строительных и монтажных работ);
✔ отсутствие в конкурсной документации критериев и методики оценки конкурсных заявок (Росавиация, конкурс на выполнение работ по реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта Внуково);
✔ необоснованное применение балльной оценки при закупке простейшей (серийной) продукции, в то время как основным критерием в данном случае должна выступать цена (Минобороны России, закупка вещевого имущества).
По материалам доклада замминистра МЭРТ А. Шаронова на заседании Правительства РФ 09.06.2005