В мае 1995 года Правительство Российской Федерации одобрило Концепцию пенсионной системы России, которая стала прообразом будущей пенсионной реформы. За это время много воды утекло, много идей родилось, действующих лиц сменилось, но реформирование пенсионной системы страны уверенно продолжается.
Необходимо отметить, что в Минатоме РФ (в настоящее время Росатом) в то время серьезно подошли к этому документу и приняли решение о создании независимой организации, основной целью которой являлась наработка опыта и навыка в пенсионных вопросах в условиях новых рыночных отношений. Так, с 26 июня 1995 года был организован Негосударственный пенсионный фонд «Благо». С этого дня началась история фонда, которая успешно продолжается.
За эти годы пенсионный фонд вырос, окреп, встал на ноги и прочно утвердился в качестве корпоративного негосударственного пенсионного фонда, обслуживающего предприятия отрасли и их трудящихся по дополнительному пенсионному обеспечению.
Сегодня более 7 тысяч ветеранов отрасли получают негосударственную пенсию из фонда, и предприятия (их около тридцати пяти), взаимодействующие с ним, убедились в надежности и результативности выбранного ими механизма социальной поддержки своих ветеранов через систему негосударственного пенсионного обеспечения.
Основными принципами работы фонда всегда были открытость, прозрачность и доверительность во взаимоотношениях как с предприятиями, так и с отдельными работниками, вышедшими на заслуженный отдых. Мы ни разу не нарушили своих обязательств перед пенсионерами, вкладчиками или участниками, вовремя осуществляя все необходимые выплаты. Поэтому можно с уверенностью сказать, что девиз фонда — «Благо» работает на благо людей» все 10 лет неукоснительно соблюдается.
Сегодня многие пенсионные фонды подошли к своему десятилетию, а некоторые уже перешагнули этот рубеж, и можно подвести некоторый итог в деятельности этого сегмента рынка.
Необходимо отметить, что развитие негосударственного пенсионного обеспечения все эти годы шло несколько неравномерно, можно даже сказать, непоследовательно.
Одно только налоговое законодательство в отношении пенсионных фондов менялось трижды. При этом не все изменения шли в лучшую сторону. Сегодня у многих участников этого процесса, в частности у работодателей, нет должного интереса во взаимодействии с пенсионными фондами, так как налоговые льготы для предприятий при перечислении пенсионных взносов за своих работников практически отсутствуют.
В то же время население очень мало знает о самих негосударственных пенсионных фондах, их особенностях как некоммерческих организаций, об их надежности, устойчивости и т. д.
Государству, видимо, не выгодно рекламировать и продвигать в массы этот субъект финансового рынка, а проще работать с ПИФами, которые ни за что не отвечают, а все риски несут вкладчики фондов.
По большому счету речь здесь идет о будущем наших сегодняшних и завтрашних пенсионеров, об уровне и качестве жизни граждан страны.
Всем хорошо известно, что пенсионеры на Западе живут намного лучше, чем у нас, благодаря развитому рынку частных пенсионных фондов. И первым при поступлении на работу в западной фирме звучит вопрос: «У вас есть пенсионный план?» У нас же о пенсии начинают задумываться только тогда, когда она на подходе. Вот в этом принципиальное различие в отношении наших граждан к своему пенсионному будущему.
А ведь развивая негосударственный пенсионный рынок, государство могло бы снять многие проблемы нынешней пенсионной реформы, и не надо было бы говорить о повышении пенсионного возраста, о дефиците бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и о многом другом.
Десять лет — относительно небольшой срок, но учитывая, какие это были годы, можно уверенно сказать, что экзамены на зрелость, на стойкость, на профессионализм негосударственные пенсионные фонды выдержали, а значит, у них есть будущее.