На прилавки рыба и другие морепродукты попадают в основном в переработанном виде: их разделывают, морозят, вялят, коптят, солят, закручивают в банки... А для всего этого требуется соответствующее оборудование. Вот что рассказал заведующий лабораторией Атлантического научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (АтлантНИРО), кандидат технических наук Дмитрий Мелехин:
— Мы имеем огромный банк данных, информацию практически по всему технологическому оборудованию и подобрать его можем любое — как отечественного, так и зарубежного производства. Вопрос только в том, какими финансовыми возможностями располагает рыбопереработчик и какие задачи перед собой ставит.
Конечно, лидирующие позиции занимают западные производители. Их оборудованию доверяют больше. Тут как с автомобилями: есть российские, но хочется иметь импортные, понадежнее. Правда, и цены несоизмеримы. Далеко не каждому отечественному рыбоперерабатывающему предприятию по силам купить, скажем, упаковочное оборудование за 90—100 тысяч евро.
Наше оборудование по металлу, износостойкости, некоторым другим параметрам по-прежнему «на уровне». Но электроника, удобства в обслуживании, эстетичность — все это попроще. Хотя если взять, например, отечественные установки для сушки рыбы, то им аналогов просто нет.
Мы сейчас работаем с предприятиями, которые придумывают в переработке что-то новое, изучаем это оборудование, некоторое уже предлагаем на рынке. И должен сказать, что оно конкурентоспособно не только по цене, но и по своим техническим характеристикам.
На мой взгляд, с ростом экономики страны в сфере рыбопереработки усиливается интерес к производству, оно расширяется. И за последний год стало заметно, что люди хотят покупать хорошее оборудование, делать хорошую продукцию.
Например, Калининградский регион производит около 51 процента всех рыбных консервов в России. Казалось бы, куда больше. Однако различные компании планируют дополнительно строить заводы, появляются новые рыбоперерабатывающие производства, оборудованные по последнему слову европейской техники. Причем возводят их наши, отечественные компании.