Российский рынок основных видов рыбной продукции за 2004 год по результатам исследования Института конъюнктуры товарных рынков (ИТКОР)
Картина российского рынка рыбной продукции выглядит неоднозначно. С одной стороны, львиная доля продаж приходится на дешевую рыбу, с другой — растет количество предлагаемых на рынке деликатесов.
Анализ показывает, что за период 2000—2004 гг. объем производства рыбной продукции, включая рыбные консервы, снизился на 20%. Это связано с падением улова рыбы и морепродуктов, а также с изношенностью производственных мощностей крупных предприятий по производству рыбной продукции.
В результате доля импорта на региональном рынке возросла, а потребление на душу населения сократилось.
Основными регионами по добыче рыбы и морепродуктов являются Северо-Западный район (его доля составляет 40% от российского уровня) и Дальневосточный (56%). Значительную долю в общем улове рыбы и рыбопродуктов составляет минтай (44%), сельдь (13), треска(10) и лососевые (9%).
Производство
По всем федеральным округам заметно падение производства живой рыбы (без сельди) (доля Дальневосточного федерального округа — 80%) и охлажденной рыбы (за исключением Центрального). В производстве охлажденной рыбы (без сельди) лидируют Северо-Западный, Южный и Дальневосточный округа, их доли составляют в 2004 году соответственно 37, 25 и 34%.
На фоне резкого падения производства мороженой рыбы (без сельди) доли Северо-Западного и Дальневосточного округов — 40 и 55%. Именно они находятся в близиводных акваторий и определяют основной улов российской рыбы.
Заметен рост производства сельди всех видов обработки. Наибольший рост по отношению к 2003году наблюдается в Уральском и Дальневосточном федеральных округах. Доля же Северо-Западного округа составляла 40%, а Дальневосточного — 46%.
Производство консервов и пресервов рыбных и из морепродуктов в 2004 году по отношению к 2003 году значительно выросло по всем округам, за исключением Южного и Уральского. Основные доли занимают Северо-Западный (62%), Южный(15) и Дальневосточный(16%) округа.
Импорт
Объемы импорта в последние годы возрастают. Это связано прежде всего с ростом покупательной способности населения и уровня денежных доходов. Потребители с высокими и средними доходами приобретают не только дорогие виды рыбы (семга, форель, палтус ит. п.), но и морепродукты(мидии, креветки, кальмары и пр.) в натуральном и консервированном виде.
Основными видами рыбы, поступившей по импорту в2004 году, являются сельдь, скумбрия, килька, мойва, путассу и треска.
Например, основным поставщиком форели мороженой является Норвегия, доля которой составила 82% от всего ее объема импорта. Норвегия была основным поставщиком и лососевых рыб (95% от общего объема импорта данного продукта), и сельди мороженой (92%).
От общего объема импорта сардин, кильки и шпрот мороженых на долю Мавритании (42%), Литвы (22) и Латвии (15) приходилось79%, а от общего объема импорта скумбрии мороженой доля Великобритании(50%), Норвегии (17) и Литвы (11) за 2004 год составила 78%.Из девяти государств — поставщиков печени, икры и молоки мороженых на долю4 основных поставщиков приходилось 83% от общего объема импорта данной рыбной продукции: Норвегия(46%), США (23), Исландия и Канада (по 7%). Из 24 государств — поставщиков филе мороженого 87% от общего объема приходилось на долю 6 основных поставщиков: Норвегия (39%),Испания (18), Аргентина(11), Польша и Казахстан (по 7) и Исландия (5%).
Основным поставщиком креветок на российский рынок является Дания (82%).
Китай, Перу, Чили и Таиланд обеспечили 88% от общего объема импорта кальмаров за 2004 год.
Крупнейший поставщик — Норвегия. По статистическим данным, экспорт норвежской рыбы в Россию находится в состоянии бурного роста. Общая сумма поставок составила 1,9 млрд норвежских крон, поднявшись за несколько лет почти вдвое.
В 2004 году экспортные поставки в Россию возросли на 642 млн норвежских крон. Благодаря этому по объемам экспорта морепродуктов из Норвегии Россия вышла на третье место (после Дании и Японии).
Потребительские предпочтения
На российском рынке представлена живая, охлажденная и мороженая рыба в соотношении соответственно 10, 14 и 76%.
Самой высокой ценностью обладает живая рыба, однако ее потребляют в малых количествах.
Высоко ценится рыба в охлажденном виде. Выловленную рыбу потрошат, упаковывают в коробки и засыпают льдом. При температуре от 0 до +30 она может храниться 10—12 дней.
Она также потребляется россиянами в небольших количествах. Основными ее заказчиками являются рестораны. Однако число людей, потребляющих охлажденную рыбу, по мнению экспертов, будет расти. В ней сохраняется намного больше полезных веществ, чем в замороженной, а это веский довод для приверженцев здорового питания. Есть и чисто экономический аспект, позволяющий ожидать роста потребления охлажденной рыбы. На рынке сложилась ситуация, когда, к примеру, цены на охлажденного лосося выше цен на замороженного. Но когда ситуация стабилизируется и цены снизятся, можно ожидать увеличения объемов продаж охлажденной рыбы. Сегодня цены на охлажденную и замороженную рыбу одинаковы только в тех компаниях, которые доставляют из-за рубежа исключительно один вид рыбы автотранспортом. В компаниях, предлагающих широкий ассортимент, цены на охлажденную рыбу выше, чем на мороженую, поскольку она доставляется самолетом. А это совсем иной порядок затрат.
Мороженая рыба составляет 76% от общего объема потребляемой рыбы.
Значительную долю завоевывает продукция в переработанном виде — рыбное филе, копченая, соленая, консервированная рыба. При росте благосостояния возрастает потребление рыбы, но самый значительный рост ожидается именно в потреблении рыбы, прошедшей переработку.
Копченая рыба и соленая составляют 35 и 22% соответственно в объеме продаж, а рыбное филе и вялено-сушеная рыба соответственно 12 и 10%. Рынок консервированной рыбы(21%) имеет одну особенность. Сегодня у нас недостаточно организаций, способных качественно обработать рыбу и привести ее к тому внешнему виду в банке, которого требует покупатель. Поэтому рыба, вылавливаемая отечественными рыбаками, за небольшую цену идет за рубеж и возвращается оттуда через Москву уже в обработанном виде. Или эта же рыба доставляется в Россию как импортная.
Сегодня легче и дешевле купить для переработки филе камчатской камбалы в Голландии, чем камбалу на самой Камчатке.
Производство мороженой рыбы (без сельди), тыс. тонн
Федеральный округ |
2004 г. |
2003 г. |
%изменения |
Россия — всего |
1611,9 |
1769,8 |
90,96 |
Центральный |
0,8 |
0,5 |
145,12 |
Северо-Западный |
651 |
667 |
97,51 |
Южный |
51 |
52 |
96,14 |
Приволжский |
0,4 |
0,7 |
52,71 |
Уральский |
11 |
13 |
78,68 |
Сибирский |
5,7 |
5,6 |
104,38 |
Дальневосточный |
892 |
1031 |
86,54 |
Улов рыбы и добыча морепродуктов, тыс. тонн
Федеральный округ |
2004 г. |
2003 г. |
% изменения |
Россия — всего |
2891 |
3372 |
85,73 |
Центральный |
7 |
9 |
74,52 |
Северо-Западный |
1153 |
1157 |
99,70 |
Южный |
101 |
136 |
74,43 |
Приволжский |
4 |
5 |
75,34 |
Уральский |
19 |
23 |
80,14 |
Сибирский |
8 |
7 |
82,27 |
Дальневосточный |
1605 |
1989 |
80,70 |
Производство охлажденной рыбы (без сельди), тыс. тонн
Федеральный округ |
2004 г. |
2003 г. |
% изменения |
Россия — всего |
68,5 |
104,1 |
65,47 |
Центральный |
0,5 |
0,4 |
108,83 |
Северо-Западный |
25 |
43 |
58,89 |
Южный |
17 |
21 |
87,87 |
Приволжский |
1,2 |
1,3 |
86,63 |
Уральский |
1,3 |
1,7 |
74,99 |
Сибирский |
0,5 |
0,7 |
74,31 |
Дальневосточный |
23 |
36 |
58,79 |
Производство живой рыбы (без сельди), тыс. тонн
Федеральный округ |
2004 г. |
2003 г. |
% изменения |
Россия — всего |
241,5 |
257,1 |
94,07 |
Центральный |
7 |
8 |
80,27 |
Северо-Западный |
12 |
17 |
71,61 |
Южный |
28 |
35 |
79,37 |
Приволжский |
1 |
3 |
75,64 |
Уральский |
0,8 |
1,5 |
49,57 |
Сибирский |
0,7 |
0,6 |
94,41 |
Дальневосточный |
192 |
193 |
99,83 |
Производство консервов и пресервов рыбных и из морепродуктов, тыс. условных банок
Федеральный округ |
2004 г. |
2003 г. |
% изменения |
Россия — всего |
708105 |
642804 |
110,16 |
Центральный |
8020 |
5260 |
152,47 |
Северо-Западный |
440700 |
361431 |
121,93 |
Южный |
108955 |
146931 |
74,15 |
Приволжский |
8439 |
4199 |
200,98 |
Уральский |
6668 |
7004 |
95,20 |
Сибирский |
19020 |
14824 |
128,31 |
Дальневосточный |
116304 |
103159 |
112,74 |
Мнение профессионала
Для стабилизации и развития отечественного рыбного хозяйства необходимо:
1. Восстановить в структуре органов федеральной исполнительной власти страны полноправный и полномочный орган государственного управления рыбным хозяйством России с министерским статусом, укомплектованным профессионалами, прежде всего в руководящем звене управленческой иерархии.
2. Во исполнение и в развитие принятой Правительством РФ в 2003 году Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2020 года в этом году необходимо разработать и утвердить Правительством РФ Федеральную целевую программу рыбохозяйственного развития страны до 2020 года, в которой:
— закрепить необходимые условия стабилизации и устойчивого развития рыбного хозяйства страны, имея в виду недопустимость нарушения целостности государственного управления рыбохозяйственной деятельностью в вопросах изучения, воспроизводства, охраны и эксплуатации водных биоресурсов, их рационального использования в интересах достижения продовольственной безопасности и оптимального формирования бюджетов всех уровней;
— определить ориентиры развития отрасли и их количественные параметры, сроки достижения, необходимые для этого ресурсы, источники их формирования;
— прекратить практику донорства федерального бюджета за счет разного рода налоговых и неналоговых поступлений от рыбохозяйственных предприятий отрасли, напрямую не связанных с достижением конечных результатов их деятельности;
— сохранить в государственной собственности и в системе федерального ведомства, ответственного за результаты рыбохозяйственного развития страны, все организации и предприятия, занятые процессами изучения, охраны, воспроизводства рыбных запасов, подготовкой и повышением квалификации кадров, обработкой рыболовных судов в порту, обеспечением безопасности мореплавания и сохранением здоровья и жизни работающих;
— закрепить участие представителей рыбацкого сообщества в лице отраслевых союзов, ассоциаций, объединений в выработке и реализации эффективной рыбохозяйственной политики с соответствующими правами и обязанностями.
3. Внести необходимые изменения в действующие нормативно-правовые акты, создающие условия эффективной рыбохозяйственной деятельности в интересах достижения продовольственной безопасности и экономики предприятий, отрасли, бюджетов всех уровней, а также принять для этого новые федеральные законы (о прибрежном рыболовстве, об осетровых и т. д.).
А. Родин, президент ВАРПЭ